Обсуждаемое
Опрос
Популярное
Будет весело просм. 16059 Будет весело
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Рейтинг
Видео

Когда гонор губит страну

Когда гонор губит страну

В современной Польше утвердился миф о трёх разделах Речи Посполитой, о трёх алчных державах, которые раздирали на части великое государство... Но судьба Польши в XVIII веке - это не квартирный взлом с убийством, а суицид на социальной почве.

Опьянение демократическими идеями, отказ от централизованной власти - и, как результат, несколько гражданских войн, ослабление некогда могущественной страны и гибель независимого королевства Польского 220 лет назад - в 1794 году.

Шляхетское гражданское общество к 1794 году истощило Польшу. Проводить самостоятельную политику страна не могла: много лет Польша металась от Франции к России, от России к Пруссии. Король Станислав-Август всем был обязан Екатерине - сердечной подруге юности.

Речь Посполитую раздирали на части задолго до вторжения русских войск. В неразберихе конкуренции политических группировок страна потеряла единство управления. Этот самоубийственный угар шляхты продолжался несколько десятилетий, а французская революция дала польским бунтарям новый сильный импульс.

Революция вызревала в тайне, а наружу прорвалась, когда генерал Игельстрём, командовавший войсками Российской империи, пребывавшими в Польше, начал роспуск польских войск. Игельстрёму не хватало дипломатических дарований, но польское свободолюбие и без внешних раздражителей рвалось из теснин государственного кризиса. Генерал Антоний Мадалинский не подчинился, выступил из Пултуска со своими кавалеристами. К нему присоединялись другие отряды. Мятежный корпус напал на русский полк, затем - на прусский эскадрон, разбил их и с триумфом отошёл к Кракову. Тут же в Польшу, в Краков, явился Тадеуш Костюшко, признанный вождь республиканского движения. На рыночной площади Кракова он произнёс свою клятву и был избран главным начальником, диктатором восстания. Это эффектное событие навсегда останется культовым в истории Польши. Военный инженер по образованию и революционер по призванию, он уже воевал против русских в рядах барских конфедератов, после чего сражался за океаном, в армии Джорджа Вашингтона, от которого получил генеральское звание. В 94-м, на волне революции, он примет звание генералиссимуса - за пять лет до Суворова!

Не в первый раз назревала слаженная международная кампания против России: кроме Польши, удар могли нанести турки и шведы. Очередная война с турками месяц за месяцем назревала. Надо думать, решительность Костюшко была подкреплена этими обстоятельствами (как и французским золотом).

Станислав-Август пытался сотрудничать с Костюшко, не искал антиреволюционных тайных связей с русскими и пруссаками. Тем временем в Варшаве говорили о традициях французской революции, действовали якобинские клубы, с кафедр возносилась хвала Робеспьеру. Король в такой ситуации не мог чувствовать себя комфортно. «Смерть королям!» - якобинский символ веры ни для кого не был секретом.

о Костюшко не стал разжигать антимонархический костёр; борясь с иноземцами, он искал компромисса в отношениях с королём-поляком. Революционный Верховный совет отдавал Станиславу-Августу знаки почтения. В то же время Костюшко заключил короля в своеобразную блокаду, контролируя его переписку и передвижения. Когда Станислав-Август посетил строительство пражских укреплений на подступах к Варшаве, горожане оказали ему весьма холодный приём. Кто-то даже бросил дерзкую фразу: «Лучше уйдите отсюда, ваше величество, всё, за что вы берётесь, заканчивается неудачей». Борясь против польской армии, против инсургентов, русские генералы, а в первую голову - Суворов, к королю относились с подчёркнутым уважением.

Инсургенты решили атаковать русских воинов в великую субботу, что стало неожиданностью для Игельстрёма. Это был трагический день для русской армии, величайшее потрясение екатерининской России. Четыре тысячи солдат и офицеров убито, остальные с потерями отступили из Варшавы к Ловичу. Прискорбные подробности того дня возмутили русское общество: говорили, что солдат одного из батальонов Киевского пехотного полка перерезали в православном храме во время службы. Король попытался сгладить ситуацию, предлагал выпустить русских из города, но в тот день его не слушала даже собственная гвардия. 6 апреля 1794 года осталось в истории как варшавская Варфоломеевская ночь.

Побоище русского гарнизона случилось и в Вильне. Гарнизон генерала Исленьева был перебит и пленён: многих поляки застали врасплох во сне. Части гарнизона удалось выбраться из города: эти войска добрались до Гродно, на соединение с отрядом генерала Цицианова. Этому неунывающему, решительному и изобретательному воину удалось предотвратить аналогичный погром в Гродно: Цицианов пригрозил при первой попытке восстания ударить по городу артиллерией. Угроза возымела действие. Неслучайно Суворов порой ставил в пример офицерам храбрость Цицианова. Но гродненский эпизод был редким успехом русских в первые месяцы восстания...

Успехи Костюшко продолжались вплоть до августа, когда в поход двинулся Суворов.

Поразительно быстро он разбивает основные силы Сераковского при Крупчицах и у Бреста. Открыт путь на Варшаву! По пути к польской столице, у Кобылок, авангард разбивает пятитысячный польский отряд: «Неприятель весь погиб и взят в полон» - говорилось в рапорте.

Основные укрепления ждали Суворова в Праге. Это еврейское предместье польской столицы превратилось в крепость. Считалось, что в осеннюю распутицу Суворов не рискнёт на штурм...

Как бы не так! «В дома не забегать. Неприятеля, просящего пощады, щадить, безоружных не убивать, с бабами не воевать; малолеток не трогать. Кого из нас убьют - Царство Небесное; живым - Слава, Слава, Слава», - с таким приказом войска готовились к штурму. Первыми пошли колонны генералов Лассия и Лобанова-Ростовского, они преодолевали волчьи ямы, забрасывая их плетнями, прошли ров и бросились на вал, наткнувшись на

войска сторонника отчаянной обороны генерала Ясинского. В бою польский генерал был смертельно ранен, перебили и большую часть его солдат.

Разрушение Варшавы не входило в планы Суворова. Он рассчитывал штурмом взять Прагу и уничтожить войско противника. Беззащитная Варшава сама должна была сдаться на милость победителя. А неизбежные новые жертвы среди обывателей, новые взаимные счёты поляков и русских - всего этого Суворов намеревался избежать.

Ворвавшись в Прагу, сломив первоначальное сопротивление поляков, русские войска принялись добивать противника - тех, кто не сдавался. В кровавой суматохе поляки перебирались через Вислу. До поры до времени - по мосту, потом - и вплавь. Солдаты преследовали их ожесточённо, многие защитники Праги погибали в водах. Висла в районе Праги кишела мёртвыми телами. Это избиение поляков в занятой Праге очень быстро стало легендарным, его пересказывали с впечатляющими добавлениями: у страха глаза велики, а у ужаса - ещё больше. Если бы Суворов не приказал сжечь мост через Вислу - побоище переместилось бы на людные улицы Варшавы. Граф Рымникский спас польскую столицу!

Итоги пражского сражения впечатляли: 104 пушки, три пленных генерала (Мейн, Геслер, Крупинский), 500 пленных офицеров. Генералы Ясинский, Корсак, Квашневский и Грабовский погибли в бою. Добыча у солдат была не та, что в Измаиле. Захватили немало лошадей, которых потом пришлось сбывать за бесценок тем же пражским жителям.

24 октября Суворов пишет Румянцеву одно из самых известных своих кратких и выразительных донесений: «Сиятельнейший граф, ура! Прага наша».

В Варшаву по приказу Суворова армия входила с незаряженными ружьями в восемь часов утра 29 октября. Было приказано даже не отвечать на возможные провокационные выстрелы из домов. Русские колонны входили в польскую столицу под громкую музыку, с развёрнутыми знамёнами. В хвосте первой колонны ехал Суворов. Представители городского магистрата вручили ему ключи от города и хлеб-соль. Суворов поцеловал ключи, возблагодарил Бога, что в Варшаве не пришлось проливать кровь и передал ключи Исленьеву, своему дежурному генералу. Он целовался с панами из магистрата, многим пожимал руки, был взволнован и радушен.

Вот так и уничтожаются государства - после стремительных походов, кровопролитных сражений, после муторных переговоров и жарких рукопожатий с поцелуями.

Державин напишет о Суворове: «Шагнул - и царство покорил». Да, за слабость и за распри бьём: работа у нас такая.

Рассуждая о моральном состоянии суворовских войск (а эта проблема относительно Праги и Варшавы поднималась на щит оппонентами России аж с 1794 года!), Денис Давыдов писал: «Во время штурма Праги остервенение наших войск, пылавших местью за изменническое побиение поляками товарищей, достигло крайних пределов. Суворов, вступая в Варшаву, взял с собою лишь те полки, которые не занимали этой столицы с Игельстрёмом в эпоху вероломного побоища русских. Полки, наиболее тогда потерпевшие, были оставлены в Праге, дабы не дать им случая удовлетворить своё мщение. Этот поступок, о котором многие не знают, достаточно говорит в пользу человеколюбия Суворова». Это правда, пражское кровопролитие произвело на Суворова такое впечатление, что солдат не желал повторения жестокого избиения поляков. По многим свидетельствам, Суворов не раз высказывал удовлетворение бескровным занятием Варшавы и даже со слезами на глазах указывал на руины Праги, не желая повторения подобного.

Сохранилось свидетельство: когда король попросил Суворова отпустить из плена знакомого офицера, русский генерал ответил в своей манере: «Если угодно, я освобожу вам их сотню... двести... триста... четыреста... так и быть - пятьсот...» Он отпускал даже тех, кто яростно сражался с русскими: после подписания реверса - обещания не поднимать оружия против России. Почти все они нарушат клятву - начиная с будущего наполеоновского генерала Домбровского.

Отношение Суворова к пленным после пражского штурма резко контрастирует с аналогичными прецедентами того времени. Известно, что после кровопролитного штурма Яффы в 1799 году генерал Бонапарт приказал расстрелять сдавшихся в плен янычар - их было около трёх тысяч. В те же годы англичане в Индии действовали ещё мстительнее. Герцог Веллингтон, покоряя Майсурское княжество, после победы уничтожал всех, кто с оружием в руках противодействовал англичанам - таких оказалось не менее тридцати тысяч. Суворов, уничтожив армию противника, не поднимал руку на пленных. Пленных поляков освобождали, с ними намеревались сотрудничать.

Суворов не был ненавистником Польши и поляков. Приписывать русскому полководцу националистический антипольский угар в пропагандистских целях начали ещё при жизни Суворова, но особенно глубоко эти стереотипы укоренились в польской литературе XIX - начала ХХ века, когда уже и понять-то было трудно имперскую этику екатерининских времён. Небылицы о расправах над пленными, об отрубании кистей рук у польских аристократов - в самую нелепую ложь люди охотнее всего верили задолго до доктора Геббельса.

Суворов видел, что Пруссия и Австрия готовы воспользоваться победами русских, раздирая Польшу, и был сторонником воссоздания польской монархии - суверенной, но политически зависимой от России. В Петербурге его политические ходы вызывали раздражение. А Суворов с радостью доносил Румянцеву об отношении поляков к русским: «Всё предано забвению. В беседах обращаемся как друзья и братья. Немцев не любят. Нас обожают».

Победитель с уважением, а иногда и с восторгом пишет о польских воинах, которые достойно смотрели в лицо смерти. Сказалась суворовская любознательность и в изучении польского языка, народных традиций, в подчёркнутом уважении православного генерала к католическим святыням. К пленным полякам, не проявлявшим фанатической ненависти к русским, в армии Суворова относились уважительно. Кормили наравне с русскими солдатами, можно сказать, делились скудным пайком. Репрессий против мирного населения Суворов не допускал. Узнав о мародёрстве нескольких солдат из армии Дерфельдена, Суворов едва ли не устроил показательное дело, отчитав почтенного генерала. Дерфельден строго наказал провинившихся. Комендант Варшавы Йозеф Орловский - польский просветитель, к которому Суворов питал уважение, - писал пленному Костюшко: «Вас могут утешить великодушие и умеренность победителей в отношении побеждённых. Если они будут всегда поступать таким образом, наш народ, судя по его характеру, крепко привяжется к победителям». Великодушие - это забота о раненых поляках и дисциплинированное поведение солдат с мирными варшавянами.

Современная Польша знает придуманного Суворова - истребителя двадцати тысяч мирных варшавян, устроителя «резни, имевшей признаки геноцида» (Мачей Мачейовски). Пытаются даже белорусов натравить на наше общее историческое прошлое - дескать, Суворов устраивал погромы в белорусских деревнях... Да каждый шаг Суворова в кампании 1794 года зафиксирован в документах - даже намёка на расправы над крестьянами там нет. Как нет их и в отзывах современников - даже ярых противников России. Для православного населения бывшей большой Польши (а это и есть в большинстве белорусы) Суворов был защитником, избавителем.

В русской армии в 1794-м сражались и белорусы, и малороссы. Вместе побеждали, вместе служили общему Отечеству и не знали истории в версии соросовских стипендиатов.

Замостьянов Арсений
Постоянный адрес публикации на нашем сайте:
QR-код адреса страницы:
(Наведите смартфон, сосканируйте код, читайте сайт на смартфоне)
105 мнений. Оставьте своё
№1 Космонавт 20 сентября 2015 22:50
+27
А что тут читать, в разделам Польши виновата сама Польша!
И нечего тут добавить
№2 Сергей_Захаров 20 сентября 2015 23:01
+30
Пора установить памятник Суворову в Варшаве!) smile
№3 Prigozhzya 20 сентября 2015 23:59
-38
То яма, то канава - то Прага, то Варшава. Это Замостьянов Арсений города путал или Петрова Елена за него постаралась?
Висла в районе Праги кишела мёртвыми телами.
Через Прагу протекает река Влтава, причём здесь Висла?
№4 газпопредоплате 21 сентября 2015 00:15
+28
Здесь Прага - предместье Варшавы, расположенное на Висле.
№5 Prigozhzya 21 сентября 2015 00:53
+2
Да, оказывается правобережная часть Варшавы называлась Прагой, что из данной статьи угадывается с трудом, пришлось перечитать еще несколько источников, которые внесли ясность, например:
Суворов, присоединив к себе отряды Ферзена и Дерфельдена, 24 октября (4 ноября) штурмом овладел Прагой — правобережной частью Варшавы. Под угрозой артиллерийской бомбардировки варшавяне решили капитулировать. 26 октября (6 ноября) 1794 войска Суворова заняли столицу Речи Посполитой.
№6 Артур 21 сентября 2015 06:29
+20
В тексте статьи чётко сказано:
Основные укрепления ждали Суворова в Праге. Это еврейское предместье польской столицы превратилось в крепость.
№7 tutopt-ru 21 сентября 2015 07:18
+12
у поляков предательство в крови.....иуды....
№8 gaze_aleks 21 сентября 2015 18:25
0
Здесь Прага - предместье Варшавы, расположенное на Висле.

Источник: https://politikus.ru/articles/58363-kogda-gonor-gubit-stranu.html
Politikus.ru
№9 Кержак 21 сентября 2015 07:06
+9
Чем дальше от взятия Праги Суворовым, тем больше подробностей "резни". Это элемент западной антирусской пропаганды. Об этой "резне" в первый раз стало известно из публикаций западной прессы то ли через 6 лет после штурма, то ли через 7.
Так что русские зверства это ложь.
----------
"Всякий народ стремиться создать империю, но не каждый может" И.Л. Солоневич
№10 даль. 21 сентября 2015 07:46
+2
И от освобождения от немцев в 45 тоже, появились даже памятники советским солдатам насильникам.
№11 alno 21 сентября 2015 00:35
+5
Эхх.. Вы серьёзно, или шутите?? Ну уж географию близких соседей, тех, с кем нам пришлось немало в истории пободаться, неплохо бы и знать, тем более, их столицы.
Есть две широко известные Праги. Первая - та, о которой Вы говорите - столица Чехии. Вторая - предместье Варшавы, город, с 1791 года как город была упразднена и стала районом Варшавы.
----------
Моё скромное мнение...
№12 Prigozhzya 21 сентября 2015 01:20
-3
Ну, уж, если Вы такой знаток всех районов столиц "близких соседей", будьте добры назовите все районы, города Таллина или Риги, или Ташкента, Киева и т.д, только по-честному, не заглядывая в поисковики.
№13 РиоДеКамыши 21 сентября 2015 06:43
+7
"Для вас безмолвны Кремль и Прага..." Об этой Праге Пушкин писал в стихотворении "Клеветникам России". Если бы он писал о каком-нибудь районе современного ему Ревеля или Киева - знали бы и этот район, не заглядывая в поисковики.
№14 Кержак 21 сентября 2015 07:03
+7
Хватит ерничать, то что пригород Варшавы называется Прага еще в школе изучают. Плохо что Вы этого не знаете.
----------
"Всякий народ стремиться создать империю, но не каждый может" И.Л. Солоневич
№15 Yasna 21 сентября 2015 18:07
0
в какой школе- польской? или по детективам Иоанны Хмелевской?
№16 ternoir 21 сентября 2015 11:30
+1
В том то и дело, что, увидев что-то непонятное и засомневавшись,сначала погуглите, а не пишите скорые посты.
№17 ПепелКлааса 21 сентября 2015 17:54
-1
Причем тут Таллин и другие города.... Я же написал - из Википедиии.... Да и в статье об этом говорится... Читать внимательнее надо статьи, а не бежать быстренько свои + зарабатывать !!!!!!!!!!!!!!!
----------
Не важно какой "изм" на данный момент в России ,но для Запада она будет всегда врагом
№18 gaze_aleks 21 сентября 2015 18:39
0
Не был в столицах прибалтийских республик,не был в Убекистане,а в Киеве был,знаю Оболонь,проспект Малиновского,там жили или живут уже бывшие "друзья",был в Виннице,знаю район Вишенки,Ленинградскую улицу,улицу Красных Партизан,живут почти родственники,но сейчас даже не знаю как их назвать.
№19 случайный гость 21 сентября 2015 19:11
0
Цитата: gaze_aleks
...там жили или живут уже бывшие "друзья",...,живут почти родственники,но сейчас даже не знаю как их назвать.

Это они так решили или вы?
№20 ПепелКлааса 21 сентября 2015 02:49
+4
Прага (польск. Praga) — исторический район польской столицы — предместье Варшавы, расположенный на правом берегу Вислы. Из Википедии.
Читайте статья вдумчивей..
Вы перепутали столицу Чехии с районом Варшавы. В статье это есть
----------
Не важно какой "изм" на данный момент в России ,но для Запада она будет всегда врагом
№21 нирбок 21 сентября 2015 04:48
+7
Да не обращайте внимание на этог сутягу,интернетного скандалиста.Таким доказывать что-то бесполезно.Только битие.
№22 сибиряк 72 21 сентября 2015 05:48
+4
Книжки читай... smile
№23 Торк 21 сентября 2015 06:30
+3
Пригожей. Неужели все блондинки читают только первое и последнее слова в тексте?
№24 Белый Кит 21 сентября 2015 15:25
0
Негоже мужчине оценивать блондинок по их способности к чтению.
№25 чупс 21 сентября 2015 23:30
0
Иди учи географию. Речь не о столице Чехии . А о предместье Варшавы , которое тоже имеет название Прага.
№26 alno 21 сентября 2015 07:53
+6
Вот именно. Только хотел написать, что главная беда Польши это то, что не случилось у них в королях кого-то вроде Ивана IV Васильевича, кто поставил бы аристократию на место. И шлахта фактически получила всю власть в стране, чем и объясняется бОльшая часть бед, которые испытала Польша.
----------
Моё скромное мнение...
№27 Крымский 21 сентября 2015 12:04
+3
Главная беда поляков в том что они приняли "католичество". А сделали они это в силу своей непомерной гордыни и тщеславия.Ну зато,они теперь самые "католические" из славян.Этой "медальки" у них не отнять.
----------
Экипаж авианосца "Крым"
№28 dvu 21 сентября 2015 15:58
+3
Это была общая политика Московской династии, ковавшей единство Руси. И матушка Ивана IV (регентша Елена Глинская) строгой была, и дед Иван III "удельников", слишком помнивших о своем "рюриковичестве", не миловал и торгашеским прибылям вредить государственным интересам не позволял. Единство страны и народ создавались в борьбе и с врагами внешними (с востока и запада), и с врагами внутренними. Такое за царствование одного монарха не сладить.
№29 Mischas 20 сентября 2015 22:53
+13
Пытаются натравить и варшава работает в этом направлении. Белоруссов пытаются натравить руссофобией. Но не выйдет. Те прихвости, печенькоеды, что сегодня тявкают из-под полы получат своё исторически уготовленное как для самой польши место - под лавкой.
----------
№30 Сергей_Захаров 20 сентября 2015 23:05
+5
Польша...
========
Черчилль, назвал в своих мемуарах этот великий народ гиеной европы. fellow
№31 Longinus 21 сентября 2015 00:54
+14
А что Черчилль говорил о русских?
"Мы никогда не сдамся, будем бороться до последнего русского".
"Разговор с русскими, как с крокодилом, никогда не знаешь или они улыбаются, или хотят тебе сожрать".
Англосаксы никогда не скажут нечего позитивного о Славянах.
№32 БРОДЯГА 21 сентября 2015 05:15
+11
поляки -гиена европы,сказал черчиль, будучи сам шакалом мира!
№33 vovk 20 сентября 2015 22:55
+20
Спасибо за статью-что бы помнили!
№34 огневушка 20 сентября 2015 23:01
+13
Что поляки,что великие укры-одного ядовитого болота испарения.
----------
"Трава права,а вы-увы."Ю.Левитанский
№35 Сергей_Захаров 20 сентября 2015 23:17
+42
Украинец это русский, искусанный поляком. smile
№36 portyanka 20 сентября 2015 23:48
+13
четвертый раздел Польшы будут делать сунниты и шииты.

поляков... тф... принимать... тф... не будем.
№37 zazira 21 сентября 2015 05:10
+4
четвертый был - это новое переделение Польши после временного восстановления квази-суверитета при Наполеоне
пятый тоже - пакт Молотова-Риббентропа.
Так что ждем шестого.

А проблем с переделом Польши было у всех трех империй до кучи, и в первую очередь - еврейский. Но сейчас польша - единственная в европе этнически однородная страна, но надолго ли?
----------
№38 dianaavak 21 сентября 2015 00:00
+3
А поляков покусали пражские евреи... Интересно, что и Костюшко и Троцкий пибыли из пиндосии.
№39 portyanka 21 сентября 2015 00:01
+4
Цитата: Сергей_Захаров
Украинец это русский, искусанный поляком. smile


добавьте: турком, немцем, австрийцем, венгром....
кто только не кусал западного пукраинца....
№40 19buran 21 сентября 2015 00:10
+3
добавьте: турком, немцем, австрийцем, венгром.... кто только не кусал западного пукраинца....


В процессе совокупления, пристроившись сзади. biggrin
№41 Сметанникова 20 сентября 2015 23:01
+8
Спасибо! Мне было интересно.
№42 Алла.К 20 сентября 2015 23:06
+5
Никогда-никогда поляки НЕ БУДУТ НАМ БРАТЬЯМИ...
№43 Прохожий 20 сентября 2015 23:26
+4
Цитата: Алла.К
Никогда-никогда поляки НЕ БУДУТ НАМ БРАТЬЯМИ...


Все поляки? До единого?
№44 Иванка 20 сентября 2015 23:51
+16
Все поляки? До единого?

Кроме трех танкистов.
№45 portyanka 21 сентября 2015 00:02
+17
Шарик тоже нам друг!
№46 Longinus 21 сентября 2015 00:23
+13
Что касается фильма "4 танкиста и собака", то живёт в Польше ещё актёр, который играл роль Черноусова (командира Маруси). Ему в этом году исполнится 95 лет. Это польский актёр Януш Клосински (Janusz Klosinski). Он всю жизнь относился с уважением к русским, а теперь живёт в неизвестности. Такая судьба всех поляков, которые уважают русских: о них забывают не только польские власти, но к сожалению и русские тоже. Это выдающий польский актёр.

Такие поляки тоже не ваши братья?
№47 Алла.К 21 сентября 2015 00:39
+6
Как говорится, исключения только подтверждают правило... Среди русских (как ни странно) есть страдающие русофобией... Среди поляков вот случаются русофилы. Но это - к сожалению, скорее исключение из правила...
№48 Longinus 21 сентября 2015 01:06
+2
Смотря на Клосинского, не надо оказывать симпатии к России, потому что это может только вредить. Поэтому многие поляки того не оказывают и вы не замечаете русофилов среди их.
№49 Иванка 22 сентября 2015 01:22
+2
Послушайте, но ведь дело не в том, что это польский актер. В России куча своих когда-то знаменитых актеров остались на старости лет в забвении и нищете. Возможно, это чисто российская проблема, хотя мне так не кажется. Может, актеров-"танкистов" мы и не запомнили по фамилиям, но помним и любим и их, и других - Барбару Брыльску или Ежи Штура. (Честно, я не хочу знать об их политических пристрастиях, не хочу портить образ. Пусть они для меня останутся неотъемлемой частью российского кинематографа. smile) А мои родители восхищались Анной Герман.
А то, что Клосинскому навредило его русофильство, так ведь это претензия не к России, а к Польше...
№50 dianaavak 21 сентября 2015 05:45
0
В советские времена мы нормално дружили и никаких особых трений между братскими славянскими народами не было, пока наши враги всех нас не перессорили.
№51 gaze_aleks 21 сентября 2015 18:49
+1
Жаль умер капитан Клосс-Микульский. sad Польский актер Даниэль Ольбрыхский: польская молодежь снова начинает интересоваться российской культурой.Радует.
№52 zazira 21 сентября 2015 05:29
+6
Не смотря на некое поклонение, поляки всегда относились с нескрываемым презрением к французам и в первую очередь на чисто бытовом уровне, началось с появления королевского двора валуа, который всего лишь за год загадил королевский дворец. При наличии канализации в дворце - французы, для них канализация была в диковинку, все равно срали в камины и чуланы. Хотя, не смотря на то, что прошло более 400 лет с того времени, поляки при упоминании французов вспоминают не то, что Наполеон на некоторое время восстановил польское королевство и еще что-либо другое, а именно засранный замок - пожалуй это уже стало польским фольклером.
----------
№53 Александр Гор 21 сентября 2015 13:33
+1
Наполеон на некоторое время восстановил польское королевство///
///неправда ваша. Наполеон ни одного КОРОЛЕВСТВА или ЦАРСТВА не восстанавливал, в короткую эпоху его правления Польша была Варшавским ГЕРЦОГСТВОМ, в отличие от Царства Польского при русских царях. Но полякам это до фонаря, для них мы русские все равно самые ненавидимые на Земле, так что хрен им в зад!
№54 dianaavak 21 сентября 2015 00:12
+8
Их гонор им не помог- Екатерина указала их место,когда исползовала полский трон по назначению т.е как стулчак. Етого они русским не могут простит i поетому такая бешеная ненавист
№55 Longinus 21 сентября 2015 00:28
+2
Мы, поляки, об этом забыли уже 100 лет назад.

Правильный перевод на русский язык польского слова "гонор" (honor) это "честь". Так мы понимаем это слово.
№56 Петрова Елена 21 сентября 2015 01:19
+16
Цитата: Longinus
Мы, поляки, об этом забыли уже 100 лет назад.

Правильный перевод на русский язык польского слова "гонор" (honor) это "честь". Так мы понимаем это слово.

Большинство русских в курсе, что польское слово "гонор" переводится, как честь. Но, применимо именно к полякам, честь превращается в гонор - гордыню, спесь, бахвальство. Уж извините. "Польский гонор" - устойчивое выражение.
№57 marker 21 сентября 2015 08:54
+1
Гонор - преувеличенное чувство собственного достоинства; высокомерие, заносчивость. Гонор не гордость, а прикрытие её отсутствия. В. О. Ключевский, «Записные книжки», 1893—1899 г. (цитата из Национального корпуса русского языка) Но когда ограниченный, грубый, малообразованный человек, на первый взгляд третьеразрядный фанатик, а в действительности самодур, жестокий и мрачный пошляк с болезненным гонором — когда такой человек наряжается богом, то хочется перед богами извиниться. В. В. Набоков, «Истребление тиранов», 1936 г. (цитата из Национального корпуса русского языка) ? Так нет ведь, каждый ещё норовит свой гонор показать, и каждый из себе прынца строит. В. Н. Войнович, «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина», 1969—1975 г.. russian
----------
Полярный лис идёт на запах грусти В подлунном мире всюду он пройдёт И жертву, что приметил, не упустит... Его подругу, с острою косою, Что завершает путь любых невзгод... И жизнь копейки ломанной не стоит!
№58 dianaavak 21 сентября 2015 05:23
+1
Да,забыли, но осадок остался...
№59 portyanka 21 сентября 2015 06:25
+2
да-да-да. гонору у поляков больше всего.

вот у нас на первом канале гордый поляк назвал украинцев - НЕГРЫ ЕВРОПЫ.

а кем вы себя мните? и по какому поводу?
№60 gaze_aleks 21 сентября 2015 18:58
0
Мы, поляки, об этом забыли уже 100 лет назад.

Источник: https://politikus.ru/articles/58363-kogda-gonor-gubit-stranu.html
Politikus.ru
А зря,галльские петухи едят всё что шевелится,как китайцы,но в отличие оных гадят всюду.Ещё помню паштет польский. winked
№61 mirvsem 20 сентября 2015 23:13
+9
Зело подлючий народ с непомерными амбициями
№62 User_4115 20 сентября 2015 23:15
-1
резня то была.....
№63 vikkor10 20 сентября 2015 23:41
+4
Турист, читай - "....солдат одного из батальонов Киевского пехотного полка перерезали в православном храме во время службы"
№64 Парафин Озокеритович 21 сентября 2015 00:06
+11
Было собственно две резни, одна с польской стороны 18 апреля 1794 т.н. "Варшавская заутреня"(2-4 тыс.русского гарнизона), а потом пришла ответка в виде штурма Праги (которая пригород Варшавы, а не в Чехии). Осерчали тогда крепко, и устроили форменную резню 10-15 тыс только убитыми. Было бы и больше, но как сказано в статье, Суворов приказал сжечь мост.
Из воспоминаний современников:


P.S. Из трона Польши Екатерина II сделала гламурный унитаз со стразами и позолотой.
P.S.S. Тогда же и зародилась известная фраза «Что русскому хорошо, то немцу смерть!». После того как Суворов узнал, что немец бухавший с нашими - завернул ласты, изрек:«Вольно же немцу тягаться с русскими! Русскому здорово, а немцу смерть!»
№65 Парафин Озокеритович 21 сентября 2015 00:33
+4
Вспомнил! Еще гражданин Огинский, сваливая от греха подальше в эмиграцию, сочинил свой знаменитый полонез «Прощание с родиной».
№66 Коловрат 20 сентября 2015 23:38
+3
Личный опыт общения с поляками: с ихними погранцами и полицаями-попрошайки и мздоимцы...
№67 Gljuck 20 сентября 2015 23:42
+4
Военные конвенции
Перевороты в Греции
Я всё это мотаю,
Как говорят «на ус»
А помыслы держу пока
Во внутренней секреции
Вот кончится секреция
Тогда и разберусь!

А хочется- не хочется,
Как видно, скоро кончится
Вот тут и потеряю
Над собою власть
Хотите знать заранее?
Вьетнамская КАМПАНИЯ
Для сша ещё
Не НАЧАЛАСЬ!

Да них напал бы
Я с напалмом
Так их напалмом
И яйца не сварить.
И МиГи тоже Шуточки
А есть такие шТУЧЕЧКИ
Вы сами сОбражаете
Не буду говорить.

Потом бы весь израненный
Добрался до израиля
Без всяческих арабских
Испытанных полков.

А после патологии
На главной синагоге их
Поставлю свою подпись:
Товарищ Иванов!



Дамы и господа.
Или товарищи женщины и мужчины.
По памяти написал текст -Не могу найдти оригинал!
Помогите, кто чем может.
Сами мы не местные...

;)
№68 газпопредоплате 20 сентября 2015 23:56
+20
Спасибо за хорошую статью. Читал и не мог прогнать мысль, которая мне не нравится и которую не считаю правильной: "Не делай добра, чтобы не получить зла". Сколько зла принесли Польше немецкий фашизм или бандеровский садизм, тем более, относительно недавно, на памяти еще нынешнего поколения. Но охотнее они верят в мифы о зверстве Суворова в 18 веке.

И тут меня пронзила догадка. Наши предки и мы всегда аппелировали к чувствам, всегда хотели быть понятным, говорить на языке не завоевателя, а партнера. Мы прилагали к этому усилия, чтобы нам поверили. А Запад не заморачивался этими фрустрациями. Запад тупо покупал элиту, которая жестко управляла народом в угоду Запада. По большому счету, Западу было всегда плевать на сами государства. Собственно, и Украина и даже ЕС свидетельствуют: ничего с тех пор не изменилось. Отсюда, вывод: может, к нашей позитивной позиции добавить прагматичный подкуп? Ничего личного. В той же Польше "не всё так однозначно". Например, Магдалена Огурек, не только очаровательная женщина, но и потенциально - прагматичный политик.
№69 mab3162 21 сентября 2015 02:18
+6
Метод Березовского: не надо покупать завод, достаточно купить его директора. Итог применения таких методов известен - шарфик английских спецслужб.
№70 газпопредоплате 21 сентября 2015 06:42
+5
В отличии от"метода Березовского", я предлагаю объединить оба, если эффективность каждого в отдельности сомнительна. Необходимость и достаточность.

И тогда мы будем иметь не только позитивно расположенный к нам народ, но и вменяемую договороспособную элиту.
№71 Jack_BZ 21 сентября 2015 06:40
+4
Цитата: газпопредоплате
Но охотнее они верят в мифы о зверстве Суворова в 18 веке.

Суворов еще что. Вот Сусанин - это злодей похуже Дракулы crazy
----------
Планирую жить вечно...
Пока все идет нормально...
№72 Левая Рука Путина 20 сентября 2015 23:57
+8
Поляки хотели поиметь всех, а в итоге все поимели польшу), а если б не русские, то и сегодняшней польши не было б...
№73 gaze_aleks 21 сентября 2015 19:16
0
№74 Mister_Pork 21 сентября 2015 00:08
+6
Пшеки - профессия!
Подляки - мировоззрение!
Вся их мелкопастность - от исторической, заложенной в генофонд, необходимости постоянно что-то у кого-то отсасывать, чтобы им не присовывали более сильные по полной программе! И, если с ними пытаешься общаться как с людьми, то они в своем подсознании тебя сразу опускают ниже плинтуса, считая лохом! Что-то типа межнациональной "дедовщины"
----------
№75 mab3162 21 сентября 2015 02:21
+2
Не все поляки одинаковы. Точно так же, аналогично, можно сделать неправомерный вывод: Иуда предал Христа - апостолы были евреи - все евреи = иуды. Это в корне неправильно.
№76 Левая Рука Путина 21 сентября 2015 00:13
+3
и в следующий раз пленных не брать!, есть хорошая древняя русская пословица - татарина проверяй а шляха бей!
№77 Андрей Владимиров 21 сентября 2015 00:50
0
Цитата: Prigozhzya
То яма, то канава - то Прага, то Варшава. Это Замостьянов Арсений города путал или Петрова Елена за него постаралась?
Висла в районе Праги кишела мёртвыми телами.
Через Прагу протекает река Влтава, причём здесь Висла?

Не открывайте так явно своей безграмотности. В данной ситуации Прага - предместье Варшавы.
№78 Guardin97 21 сентября 2015 01:00
+1
Поляки это протоуеры- менталитет тот же- желание все и всех на....*ь, и в результате , остаться с дураках
№79 Болт 21 сентября 2015 01:40
0
Пшеки, как и украинцы надеются всех на**ть. Но в современном Мире это нонсенс. Обманутыми будут именно они.
№80 Virag 21 сентября 2015 01:41
+3
Цитата: Петрова Елена

Большинство русских в курсе, что польское слово "гонор" переводится, как честь. Но, применимо именно к полякам, честь превращается в гонор - гордыню, спесь, бахвальство. Уж извините. "Польский гонор" - устойчивое выражение.


Ещё не покидает ощущение, что польский гонор является осложнением от перенесённого нехорошего заболевания. Не может настоящая честь порождать в разуме честных людей таких чудовищ...
№81 Virag 21 сентября 2015 01:54
+6
Цитата: Longinus
Что касается фильма "4 танкиста и собака", то живёт в Польше ещё актёр, который играл роль Черноусова (командира Маруси). Ему в этом году исполнится 95 лет. Это польский актёр Януш Клосински (Janusz Klosinski). Он всю жизнь относился с уважением к русским, а теперь живёт в неизвестности. Такая судьба всех поляков, которые уважают русских: о них забывают не только польские власти, но к сожалению и русские тоже. Это выдающий польский актёр.

Такие поляки тоже не ваши братья?


Один из самых больших сайтов о кино и театре в России.

https://www.kino-teatr.ru/kino/acter/m/euro/113552/bio/

Как видно, статья об актёре есть, даже несколько комментариев. Да и вспоминают о нём, когда идёт фильм "Четыре танкиста...".

Вопрос - а есть ли на польских киносайтах биографии русских актёров и сведения о фильмах, в которых они снимались? Помимо Александра Домогарова...

И ещё... Если власти Польши разрушают памятники советским военачальникам и во весь голос орут о том, что "нам наплевать на эти подвиги, вы - русские воевали, это ваша победа, а не наша... Нам наплевать на ваши победы". Вам не кажется, что это не способствует большой симпатии? И польский мемориал Качинскому (подвиг которого лишь в том, что его гонор отправил в нелётный день в полёт с большой компанией себе подобных) под Смоленском стоит себе спокойно, никто его не разрушает... Может тоже начать? Дескать - это ваши проблемы, польские нетоварищи, хотел ваш президент гонорный лететь в туман, полетел, невзирая на запреты диспетчера и кто им доктор после этого?
№82 mab3162 21 сентября 2015 02:25
+2
Рано или поздно прозреют. И тем, кто способен думать и анализировать, станет стыдно. А упоротых везде хватает, но они не показатель, никто их не уполномочил говорить от имени всего польского народа.
№83 dianaavak 21 сентября 2015 05:36
+3
Дай Бог! К сожалению многие из них уверены, что католическая религия намного т.с; продвинутей, чем православная ,мол она для простого люда, но никак не для гордых поляков...
№84 Седой 21 сентября 2015 02:53
+7
Пшеки - романтики проигранных революций. На счет их (и не только их) гонора бессмертная Раневская хорошо высказалась: "Под самым красивым хвостом павлина скрывается самая обычная куриная жопа. Так что меньше пафоса, господа!"
№85 anko49 21 сентября 2015 03:30
+4
Воевать поляки не умеют. Но бунтовать! Гуго Коллонтай, польский писатель. rtfm
№86 v.karikov 21 сентября 2015 04:36
+3
Цитата: Автор
много лет Польша металась от Франции к России, от России к Пруссии.

..лядь с таким стажем, надо же facepalm
----------
Сала Дуркаине ! - Хероям в рыло !
№87 Igata 21 сентября 2015 05:03
+4
Цитата: mab3162
Я не могу поставить Вам очевидный плюс, но в уме поставила 10 плюсов. applodisment

Цитата: Mister_Pork
Пшеки - профессия!
Подляки - мировоззрение!
Вся их мелкопастность - от исторической, заложенной в генофонд, необходимости постоянно что-то у кого-то отсасывать, чтобы им не присовывали более сильные по полной программе! И, если с ними пытаешься общаться как с людьми, то они в своем подсознании тебя сразу опускают ниже плинтуса, считая лохом! Что-то типа межнациональной "дедовщины"

Прочитала вашу писанину... Надеюсь, пока вы писали всё это у вас порозовел от удовольствия пятачок и хвостик завернулся с особым шиком.
P.S. Минус поставить, увы, тоже не могу.
Спасибо за статью. То, что происходит с Польшей трагично и гнусно. Когда-то мне казалось, что именно гонор спасет эту нацию от подобного.
№88 nutra 21 сентября 2015 05:05
-9
Сыну подарили на ДР иностранный сыр. Да-да, именно сыр. Я поддерживаю наши санкции против Европы, но люди, честно, это просто супер сыр. И то, что у нас говорят про наш сыр, который стали делать в 2 раза больше, это фигня. А это - я просто обалдел. Итого. Что я хотел сказать. Что надо нам не только количество, но и качество делать.
№89 Грачкин 21 сентября 2015 11:09
+1
Где живешь? Чо это сыр на день рождения дарят? Дорогущий наверно и вонючий?
----------
Боливар не выдержит двоих
№90 Грачкин 21 сентября 2015 05:05
+6
История ничему не научила поляков. Как только в очередной раз заявляют о своих претензиях на Польскую Великодержавность, так сразу ее и делят соседние государства. Такие исторические грабли получаются.
----------
Боливар не выдержит двоих
№91 dianaavak 21 сентября 2015 05:55
+1
Бог бодливой корове рогов не дает.
№92 major-rv 21 сентября 2015 08:03
+1
Цитата: Prigozhzya
Prigozhzya Вчера, 23:59 Жалоба
То яма, то канава - то Прага, то Варшава. Это Замостьянов Арсений города путал или Петрова Елена за него постаралась?


Я даже не знаю как посоветовать ЕНТОМУ дебилу. который уроки географии прогуливал в школе. перестать свою дурь нести в письменном виде. ну не знаешь. ну хоть культурно промолчи. а нет дэбил будет нести пургу он по его мнению он самый-самый.
№93 barmaglot-barmaglot 21 сентября 2015 07:41
+5
Как бы Польша (как и Украина с прибалтами всякими) не пыжилась со своими претензиями на самостоятельность, все равно ей придется идти под крыло либо пиндостану, либо РФ с Китаем (если угодно - "в орбиту влияния". Так уж сложилось, что геополитические карлики не могут гнуть свою политику. Либо туда, либо сюда. А "немножко" беременной Польше быть не получиться.
№94 curbat 21 сентября 2015 08:19
+1
«В дома не забегать. Неприятеля, просящего пощады, щадить, безоружных не убивать, с бабами не воевать; малолеток не трогать. Кого из нас убьют - Царство Небесное; живым - Слава, Слава, Слава»

А ведь это у русских в крови.
----------
Делай что должно, и будь что будет.
№95 Alias 21 сентября 2015 08:37
+9
Выбросили памятник Черняховскому, который погиб их освобождая!- Мэр города сказал, что это - металлолом!Третью часть территории кот. сейчас Польша имеет благодаря СССР - это кровь сотен тысяч наших солдат!
- Не делай добра, не получишь и зла.
№96 ВОВА 63 21 сентября 2015 09:11
+2
Доброе дело не остается безнаказанным!
----------
Я родился и вырос в СССР
№97 Гурыч 21 сентября 2015 08:41
+1
Поганенькая амбициозная нация. Жесткие и вероломные. Дружить с ними без "кольта" в кармане себе дороже.
№98 Slava_1951 21 сентября 2015 08:50
+1
Nihil novi ничего нового Так начинался закон, по которому любой дворянин обладал в сейме правом вето. Результат известен. Разделы Польши. hang
----------
любую здравую мысль можно довести до полного идиотизма
№99 fdr1341 21 сентября 2015 09:27
+2
Спесь, чванство, кровожадность, лживость элит сгубили не одно государство. Это та коррозия, что неизбежно поразит и разрушит основу любого государства, не зависимо от социального строя. История Польши - это история предательств, расчетливости , малодушия и омерзительной гордыни.
№100 anderles66 21 сентября 2015 09:28
+7
Статья интересная. Я этой темой заинтересовался, когда прочитал у Бушкова (коим увлекался в свое время), известного полякофила фразу: "Поляки помнят, как казаки Суворова скакали по улицам Варшавы с младенцами, нанизанными на пики" (не цитата, изложение смысла). Смотрите, русских резали безоружными на службе в церкви в величайший для православных праздник или спящими - и всё нормально, поляки молодцы. А честное сражение (как мне кажется, открытое сражение честнее подлой резни) является для поляков поводом для разжигания ненависти. Кроме того, в разделе Польши участвовала не только Россия (ну очевидно, что поделить можно между несколькими участниками), а ненавидят за разделы именно Россию. Не парадокс, но странность?
№101 Игорь И 21 сентября 2015 10:44
+4
Тут, все сказал Сатановский ретивым полякам, которые говорили и говорили, что мы зря тратим силы и время на Асада. Он сказал, что мы в ВОВ зря тратили силы и жизни на освобождение Польши. Тогда бы ныне она стояла плечом к плечу с нами. Согласен! Не надо все время кого-то освобождать, нам этого не прощают.
Интересный факт, что Костюшко, пообщавшись С Павлом, остался другом российского императора до конца жизни! Не буду лгать, не бесплатно. Однако, показательно.
№102 Rodriges 21 сентября 2015 12:23
+1
Когда кто-то нагнетает страсти о славянском единстве, я вспоминаю усташеский лагерь Ясиновац! С братьями славянами-католиками и с братьями славянами-муслимами нам предстоит ещё то кровопролитие!
№103 Virag 21 сентября 2015 14:45
+2
Цитата: nutra
Сыну подарили на ДР иностранный сыр. Да-да, именно сыр. Я поддерживаю наши санкции против Европы, но люди, честно, это просто супер сыр. И то, что у нас говорят про наш сыр, который стали делать в 2 раза больше, это фигня. А это - я просто обалдел. Итого. Что я хотел сказать. Что надо нам не только количество, но и качество делать.


Вы бы методички редактировали, нетоварищ нутрО, хоть иногда... или авторов на вменяемость проверили. Да, хромает образование и кругозор в вашей конторе, на обе ноги... crazy И проверяйте стилистику речи. Парочка предложений Вас с головой выдаёт. Каких? Не буду пояснять, НАШИ люди поймут, а Вам ... методиста увольняйте, лажу порет он (она) несусветную, простите мне мой французский..
№104 orgonit7 21 сентября 2015 22:09
0
Гордыня (гонор) - смертный грех, за то и получат испить чашу горя по полной!
№105 Бегущий по лезвию бритвы. 22 сентября 2015 09:53
0
надо было разделить Польшу между Австро-Венгрией, Пруссией и Россией, сейчас бы проблем меньше от них было.