Обсуждаемое
Опрос
Популярное
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
Рейтинг
Видео

Образ женщины в русских сказках

Образ женщины в русских сказках

© flickr.com/photos/sofi01

Фольклорист Варвара Добровольская о двух типах сказочных героинь, идеале женщины и происхождении Бабы-яги.

Все женские персонажи русских волшебных сказок делятся на две большие группы: персонажи этого мира, то есть мира сказочного героя, и персонажи иного мира, того мира, куда идет сказочный герой, где находятся чудесные диковинки, где обитают враги, куда Змей уносит прекрасных царских дочерей.

Образ женщины в русских сказкахВарвара Добровольская — кандидат филологических наук, заведующая фольклорно-этнографическим отделом Центра русского фольклора, докторант Институт мировой литературы им. А.М. Горького, ученый секретарь Государственного республиканского Центра русского фольклора.

Типология женских образов в русских сказках

В мире героя женщины бывают невинными, всеми притесняемыми героинями — это падчерицы, которых обижают мачехи; жены, на которых наговаривают родственники мужа; женщины, которых ведьмы превращают в животных, и так далее. Другую группу составляют любимые царские дочери, умницы и красавицы, которых любящие отцы оберегают от пагубного влияния мира. Эта чрезмерная опека приводит к тому, что рано или поздно царю приходится объявлять конкурс на руку своей дочери и придумывать для потенциальных женихов сложные задания, наиболее известным из которых является прыжок на коне до окошка царевны. В другом случае девушка оказывается абсолютно неподготовленной к превратностям судьбы, и ее похищает прямо из-под опеки мамок и нянек большой и страшный Змей.

Безусловно, существуют и другие, более мелкие разновидности женщин этого мира, но все они отличаются красотой и абсолютной неприспособленностью к жизни. Исключение составляют преданные жены, которые отправляются на поиск своих мужей, как, например, героиня сказки «Финист — Ясный сокол», или своей всепоглощающей любовью оживляют умершего возлюбленного, как в сказке «Аленький цветочек». Наконец, есть героини, которые выходят замуж за иномирное существо и потом, после его убийства родственниками, превращаются в птиц, которые оплакивают любимого всю жизнь, как в сказке «Муж-рак».

Персонажи иного мира существенно богаче. Они действуют в мире героя, но на самом деле являются существами иного мира. Это ведьмы и колдуньи, которые так или иначе вступают в контакт с героем или героиней. Это мачеха, которая на самом деле наделена магическими способностями и даже является в ряде сказок родственницей иномирных существ. Это всякие чудесные девы, которые каким-либо образом появляются в жизни героя. Царь-девица, которая приплывает на берег моря, где герой спит; это прекрасная царевна, о существовании которой герой узнает по портрету, привезенному из заморских стран, или со слов приятеля, который по совместительству оказывается братом такой девушки.

Герой может найти себе жену на границе миров, где она пребывает в зверином облике. Так, герой находит лягушку на болоте, которая по ночам превращается в Василису Премудрую, выполняющую все поручения отца героя с помощью своих чудесных помощников. Другой счастливчик находит жену в лесу, где она в виде голубицы сидит на березе. Забрав птичку домой, герой получает не только трехразовое горячее питание, но и доброго советчика и помощника в борьбе с царским режимом. Наконец, Иван купеческий сын, проявив определенную смекалку, похищает платье девушки-уточки и соглашается обменять его только на обручальное кольцо, а с ее помощью не только обманывает морского царя, но и благополучно возвращается в свое царство-государство.

Образ женщины в русских сказках
Иллюстрация Ивана Билибина (1876–1942)

Но чаще о девушках из иного мира герою просто рассказывают. Обычно такие героини являются предметом поиска героя. Он идет за ними в тридесятое царство, спускается в подземный мир, опускается на дно моря-океана. Это могут быть вполне самостоятельные и обеспеченные героини, у которых есть не только собственное царство-государство, но и сад с чудесными молодильными яблоками и колодец с живой и мертвой водой.

Надо отметить, что в сказках есть небольшая группа персонажей, которые обитают в пограничье между мирами. Прежде всего это Баба-яга, чудесная старуха, и все те различные помощницы героя, всякие старушки, которые появляются на дороге и помогают ему советами.

Образ девочки в русских сказках

В русской сказке возраст героя часто неопределим. Говоря о том, что герой — мальчик, а героиня — девочка, сказочник совсем необязательно будет рассказывать о детях. Так, все привыкли, что в сказке «Крошечка-хаврошечка» действует девочка, но в конце сказки она выходит замуж за царского сына, то есть мы имеем дело не с ребенком, а с девушкой на выданье. Подобная история и с сестрицей Аленушкой, которая также, несмотря на братца-козленочка, благополучно выходит замуж.

Скорее всего, героиня-девочка появляется в небольшом числе сказок. Герой-ребенок — это довольно редкий тип для русских сказок, чаще всего это мальчик. Девочку можно встретить в нескольких сказках: это Снегурочка — девочка, вылепленная из снега и растаявшая под лучами солнца или от тепла костра. Вероятно, как девочку можно рассматривать героиню из сказок о тростнике на могиле, в которых подруги или сестры убивают младшую девочку из-за кувшинчика ягод. Наконец, скорее всего, как ребенок может рассматриваться героиня сказки «Гуси-лебеди».

Девочка очень мало встречается в русских сказках, что понятно, потому что ребенок не может быть героем как таковым. Он может либо отличаться чудесным рождением, и тогда сказку волнует проблема, что там будет дальше, когда он вырастет и станет совершать подвиги, либо это чудесное рождение становится главным — Снегурочка тает.

Идеал женщины в русских сказках

Русская сказка не дает подробных описаний, это нетипично для жанра, соответственно, и идеала женщины в сказке нет. В сказках дается некий условный портрет, то есть мы можем предполагать, какая женщина могла бы быть. Какая тебе нравится на данный момент, такая она и появляется в сказке. Мы даже цвета волос ее обычно не знаем. Она просто красавица и, безусловно, умница — и Елена Прекрасная, и Елена Премудрая. Это не значит, что одна красивая, а другая умная. Она красивая и умная одновременно, просто в зависимости от того, что в данный конкретный момент герою больше нужно: чтобы жена была умная или чтобы жена была красивая, — в зависимости от потребности сказочного сюжета именно такой образ женщины и будет реализован в сказке.

Иногда бывают какие-то чудесные элементы портрета героини, как, например, «она так красива, что у нее мозжечок из косточки в косточку переливается». Мы можем предполагать, что у нее такая тонкая кожа, что мы видим все ее внутренности. Сложно сказать, красиво это или нет. Но сказочнику на момент рассказывания сказки это кажется показателем необыкновенной красоты. Если западные принцессы обычно золотоволосые, то наши сказочные героини могут быть и темноволосыми. Но и такая деталь, как цвет волос, упоминается в сказке крайне редко.

Происхождение и черты образа Бабы-яги

Это мифологический персонаж, который попал в сказку уже при разрушении мифологической системы. Он связан с образом жрицы при инициальных и похоронных обрядах. Ее происхождение принято связывать с хтоническими персонажами подземного мира, мира мертвых, чаще всего со змеями.

Мы можем говорить об этом на основании ее имени. Корень «-яг-» в ряде диалектов использовался для обозначения змей. О змеином происхождении яги можно говорить по некоторым чертам ее облика, сохранившимся в сказках. Например, Баба-яга никогда не ходит — она прыгает. У нее костяная нога. Скорее всего, это единственная нога персонажа, а второй ноги у нее нет. Если разбираться более подробно, обращаясь к мифологическим истокам этого образа, то становится понятно, что единственная нога яги не нога, а змеиный хвост. Баба-яга относится к так называемым змеиным божествам, которые являются хозяевами леса и мира мертвых. В некоторых сказках Бабе-яге подчиняются звери и птицы.

Образ женщины в русских сказках
Иллюстрация Ивана Билибина (1876–1942)

Она может изображаться как труп, она находится в избушке, которая сама по себе напоминает гроб, она «лежит из угла в угол», «нос в потолок врос». В некоторых сказках у нее из тела могут торчать куски гнилой плоти. То есть она полуразложившийся труп. Будучи наиболее близка к миру смерти, она выступает как первопокойник, персонаж, первым прошедший через смерть, который знает, как пройти через мир мертвых. Именно поэтому она помогает герою-искателю преодолеть трудности иного мира, получить тайные знания и сокровища, находящиеся там.

Но, как известно, из мира мертвых не возвращаются, а герой благополучно прибывает домой. Причина этого в том, что сказка связана не только с представлениями о похоронных практиках, но и с обрядами инициального характера, в которых участник проходит через смерть, чтобы получить новую жизнь и новые социальные качества. Наиболее наглядно это видно в сказках о мальчике и Бабе-яге, когда герой с помощью хитрости избегает попадания в печь. Сказка в этом случае задействовала мотив перерождения героя через повторное рождение, поскольку печь в мифологии синонимична женскому лону. Баба-яга помогает герою переродиться в новом качестве, приобрести новые знания, то есть она как бы осуществляет обряд инициации.

Русская волшебная сказка

Как сформировался жанр сказки? Какова аудитория волшебной сказки? Каковы истоки образа Бабы-яги? И какой миф лежит в основе образа сказочного Змея? Об этом рассказывает кандидат филологических наук Варвара Добровольская.

Постоянный адрес публикации на нашем сайте:
QR-код адреса страницы:
(Наведите смартфон, сосканируйте код, читайте сайт на смартфоне)
65 мнений. Оставьте своё
№1 2Zero 22 июня 2015 00:33
+24
Женщины наше убежище от коварного мира, в гендерном неравенстве я вижу симбиоз. Образ умной, расчётливой, как шахматист, можно сказать семейный психолог. Обозлённого жизнью успокоит и утешит, а при случае, что нибудь умное на ухо шепнёт. Я нынешних женщин (феминисток) не понимаю, "зачем бить в стену хрупкой ножкой, если при должном подходе будут желающие сделать это тупой головой". :)
№2 Кузя Прутко 22 июня 2015 00:56
+4
То то у мужиков такое постоянство) Всегда тянет туда, откуда вышли)) biggrin
А серьёзно, да. Согласен с каждым словом.
----------
Ковчег строил любитель, профессионалы строили Титаник
№3 alienonline 22 июня 2015 01:28
+3
Чего не скажешь о мужиках наших "западных партнеров" biggrin
№4 maklak 22 июня 2015 11:20
0
От куда такое познание с каждым лично знакомы.Или о культуре будите говорить,которой нам не дано.Если вы конечно не про геев.
№5 Lin 22 июня 2015 05:47
+1
Русская сказка воплощает идеал мужчины: Сидит себе милая где нибудь на краю счета в башне под опекой змея иди кощея. А герой наш в свое удовольствие по тридевятым царствам шляется, с волками дружит... Чем не жизнь!?
№6 Павел_Ордынский 22 июня 2015 08:50
-8
чё то эта девушка в лодочке ,какая то не с русской мордой,а скорей с еврейской...
№7 alex1 22 июня 2015 00:50
+13
Россия - она, не этим ли сказано всё. Женщина с чистой душой, ради неё стоит и жить, и умереть.
№8 иной 22 июня 2015 00:56
+9
что -то умное хотелось сказать, прочитал... а по факту одно - да куда мы без них.. (без иронии :) )
№9 iACi (Севастополь) 22 июня 2015 09:52
+2
Эх, женщины... не так с Вами хорошо, как без Вас хреново...
----------
№10 Крикс 22 июня 2015 01:33
+14
Ты - женщина, и в мире все дороги
Ведут к тебе, а не в какой-то Рим!
Ты - женщина,ты - избранная Богом,
Но этим и наказанная им... ©
№11 ledygavrosh 22 июня 2015 07:04
+10
В.Я. Брюсов.


Женщине

Ты — женщина, ты — книга между книг,
Ты — свёрнутый, запечатлённый свиток;
В его строках и дум и слов избыток,
В его листах безумен каждый стих.

Ты — женщина, ты — ведьмовский напиток!
Он жжёт огнём, едва в уста проник;
Но пьющий пламя подавляет крик
И славословит бешено средь пыток.

Ты — женщина, и этим ты права.
От века убрана короной звёздной,
Ты — в наших безднах образ божества!

Мы для тебя влечём ярем железный,
Тебе мы служим, тверди гор дробя,
И молимся — от века — на тебя!

11 августа 1899
№12 mankowski.roman 22 июня 2015 15:30
0
обожаете подхалимаж?
№13 mab3162 22 июня 2015 01:35
+19
Из рассмотрения выпал весьма важный, а подчас и решающий фактор: баба-Яга строгий учитель, который балбеса-главного героя наставляет на путь истинный, показывает дорогу, которую он должен осилить для реализации задуманного. Возможно, в образе бабы-Яги собирательно отражается весь языческий мир, вся языческая мудрость веков, которые перечеркнуло православие, и декларируется своеобразный протест против насильственного крещения Руси. Но это - побочно, главное - мудрость, знания и опыт прожившего нелегкую жизнь (костяная нога - такой протез старинный - этому подтверждение). И эта мудрая опытная строгая баба-Яга понимает, что дармовое знание в одно ухо влетит, из другого вылетит, поэтому процесс получения героем знаний о том, как добиться желаемых им целей специально усложнен, отягощен теми или другими испытаниями, своеобразным экспресс-экзаменом, а достоин ли данный персонаж этого знания, сможет ли он воспринять его правильно - отсюда тест на сообразительность с посадкой в печь, когда смертельная угроза должна проверить степень сообразительности и стрессоустойчивость психики героя сказки, его способность хладнокровно найти решение в критической ситуации. И только пройдя испытание, герой получает искомое знание - мудрая старуха уверена теперь, что оно попало в достойные руки и голову. Для упрощения повествования изобретаются различные ухищрения типа клубочка, равнозначного нити ариадны по прокладке маршрута, либо помощь птиц и зверей (беги за этой птицей и т.п.). Это все утрированные знания, которые в реальности такая мудрая опытная старая женщина вкладывает в голову героя, аллегория обучения географии, способам ориентации по сторонам света и т.п.
№14 Кержак 22 июня 2015 12:52
-2
С происхождением Бабы-Яги не совсем согласен.
Если кто знает, в тюркских языках Баба это дед, старый дядька. Т.е., возможно, изначально это был мужчина и только потом стал женщиной.
Дальше. Яга возможно произошло от ИГО, т.е. управление. Тогда Баба-Яга изначально был стариком управлявшим лесом, хозяин леса, потом хозяйка леса. От ИГО происходит также ИГУМЕН, управляющий монастырем.
Также ЯГА может происходить от ягать - ругаться. Тогда Баба-Яга просто сварливая женщина. Но эта версия какая-то вульгарная.
Мне больше нравиться первая. К тому же у тюрок есть такой персонаж как БАБАЙ. Это тоже своеобразный хозяин леса или еще чего.
Сдается мне, что когда-то (на заре ариев) Баба-Яга и Бабай были одним и тем же персонажем.
----------
"Всякий народ стремиться создать империю, но не каждый может" И.Л. Солоневич
№15 Бармаглот 5 июля 2015 09:16
0
Яг - на севере означает - лес. Баба Яга - лесная баба. Вероятно, отголосок матриархата, когда посвящение проводили женщины-жрицы. Посвящение, проводили, кстати, в лесу. У А.Я Проппа есть превосходная монография "Исторические корни волшебной сказки". Там, правда, яг-лес не рассматривается, но по теме"Баба Яга" много познавательного.
№16 dianaavak 22 июня 2015 02:24
+3
интересно, что в армянских легендах есть ВЕДЬМЫ , которые держат в руках змею ...
№17 Line 22 июня 2015 09:22
+4
змей, как символ тайных знаний Великой Матери, в руках держали фактически все богини из любого пантеона, олицетворяющие женскую ночную энергию Инь... известный пример - Геката.
----------
Ulceris East
№18 Игорь_Беляев 22 июня 2015 05:25
+1
Баба-Яга - Баба-Йога
№19 Line 22 июня 2015 05:45
+11
ведьма- от слова ведать, а змея - символ мудрости... Баба Яга - это автара богини Мары - Морены. Собственно все женские образы в русских народных сказках взяты с богинь дохристианского пантеона Родноверия.
----------
Ulceris East
№20 Nani Ero 22 июня 2015 10:46
+2
Ведьма - ведающая мать.
№21 Line 22 июня 2015 10:50
0
все богини без исключения любых пантеонов - это аватары, если хотите, аспекты Великой Матери... ведьмы - их ученицы, жрицы, без добавления слова мать... где-то даже девственность была обязательной... кстати, олицетворением матери была полная луна, а девственницы - нарождающийся месяц (Артемида)... тем не менее это женская лунная энергия Инь в разных аспектах...
----------
Ulceris East
№22 Nani Ero 22 июня 2015 11:03
+3
На сколько я знаю, слово ВЕДЬМА - пошло из старославянского. И возникло оно при таком явлении как матриархат у славян. Лидером общины, в сегодняшнем понимании, выбиралась старейшая женщина, обладающая даром общения с духами, прошедшая обряд посвещения. Ее как раз и называли - ведающая мать (ведать то, что другим неподвластно). Отсюда сокращенно - ведьма. Жрицы, богини, колдуньи и т.д. - есть во всех течениях и культах. Но ведьма есть только у славян.
№23 Line 22 июня 2015 11:14
+1
это без разницы где... прослеживаются аналогии богинь во всех без исключения пантеонах, вплоть до Девы Марии, причем включая соответствующую символику... а как там дословно и добуквенно называются знающие женщины/девы - дело десятое, языков много, самое главное, что определения идентичные...
----------
Ulceris East
№24 Nani Ero 22 июня 2015 11:17
0
dumaet Но мы же обсуждаем конкретное "явление", а не жриц храмов Египта или Индии. Все имеет свою историю возникновения, а не собирательный образ.
№25 Line 22 июня 2015 11:39
0
это "конкретное явление" имеет аналогии во всех без исключения религиях мира, так что надо ширше смотреть на вещи... Родноверие тоже ниоткуда не взялось, а имеет тесное переплетение с Северной Традицией, вплоть до графического начертания и смыслового значения рун, а символика очень напоминает Авесту...
----------
Ulceris East
№26 Nani Ero 22 июня 2015 11:42
0
Зачем мне смотреть в данном случае "шире" с аналогиями, если была допущена конкретная неточность?

Цитата: Line
ведьма- от слова ведать,
№27 Line 22 июня 2015 11:44
+2
Вы зачем-то приплели слово "мать"... а ведьмы часто как раз сохраняли девственность для незамутненности энергетики, если что...
----------
Ulceris East
№28 Пров Фомич 22 июня 2015 06:32
+2
Царевна Несмеяна - Марфа Искусница - Василиса Премудрая - Баба Яга.
№29 teacher1964_64 22 июня 2015 07:23
+15
Немного найдется таких читателей, которым ныне что-либо скажет имя Ивана Петровича Сахарова. Последнее издание его «Сказаний русского народа» вышло в свет в 1885 году. Больше книгу не издавали. О ее существовании знали лишь завзятые библиофилы и специалисты. А было время, когда имя Сахарова, любителя старины, «археолога», как говорили в прошлом веке, было у всех на устах.
Баба Яга – (у Сахарова), собирателя сказок, былин и поговорок трёх видов: Баба Яга костяная нога, Баба Яга золотая нога и Баба Йога. Баба Яга к недругам строга ладила с лешим (хозяином леса). Её скит находился в дремучем непроходимом лесу, огороженный высоким тыном (забор), а на тыну торчали черепа. Т.е. вешали медвежьи, волчьи и других умерших зверей черепа и делали оберег вокруг дома, чтоб недруги не проникали. Избушка на курьих (не куриных!) ножках, т.е. дымовых, огненных (Курилы – там не курей выращивают, и не курильщики собрались, там курьи вулканов). Влетала в трубу на летательном аппарате "ступа". Изба поворачивалась от команды голосом ("повернись ко мне передом, а к лесу задом"). Избушка малая снаружи и безмерная внутри (изменённая метрика пространства).
№30 vasilisa mikullishna 22 июня 2015 07:41
+1
Спасибо, нашла в инете, почитаю
----------
Все что ни делается, все к лучшему
№31 sstrekoza.yulia 22 июня 2015 13:53
0
Спасибо, я тоже нашла, почитаю с удовольствием
№32 ledygavrosh 22 июня 2015 07:57
+10
Женщина - первооснова Мира и Человечества.

Образы женские постоянно сопровождают Человека.
Три ипостаси у Образа Женщины - Дочь, Жена и Мать.

Четвертый образ, который фигурирует даже в сказках - БАБА. Это праматерь Рода.

Самая старая и Мудрая Женщина племени, рода, общины и семьи.

У нас разрушены практически все скрепы, соединяющие людей в большой племенной союз Славян.

Западный Мир, на протяжении целого тысячелетия вел непримиримую войну с другим типом мировоззрения - Духовным миром Души человеческой.

У Запада - другой тип мировоззрения: материальное, видимое и осязаемое благополучие.

Душа и ее внутренний мир - не существуют. Они - атавизм, не нужный Человечеству на пути технического прогресса.

Читая комментарию убеждаюсь, что последний "луч света - в темном царстве" - Россия в Мире, стала последним бастионом чуждой, всему остальному Западному Миру - цивилизации.

Но, и в этом "бастионе" давно начата и подходит к завершения подмена понятий.

Любовь заменили на секс. Веру на Религию.
Главным принципом - стало равноправие, так же как и на Западе.

Иногда смотришь - Разумные люди вокруг, а только присмотришься поближе - "Мама, роди меня обратно!"
Души - в броне или ледяной коросте.

Чтобы добраться до сути - приходится выслушать огромную кучу гадостей в свой адрес.

Ведьмы, о которых так много говорят - Женщины, чьи путем в жизни стала помощь своему народу.

Ведуньи, те кто ведал о знаниях передающихся устно от матери к дочери.

Ненадежны бумаги и камень - превращаются в прах и пепел под воздействием времени и людей злобных.

Смотрите на красивые лица славянок - Душа радуется, а вы только внешность и замечаете...

В каждой из славянок, живет кусочек Видящей и это делает их Ведающими.

Сами уничтожаете осколки своего былого величества. Не осталось у нас практически ничего.

Скольких Женщин обидели, унизили и растоптали - собравшиеся здесь?

Оглянитесь вокруг. Сколько Женщин в реальном и виртуальном Мирах?

Думаете, что всё так просто?

Господи, как же трудно с Вами разговаривать.

Каждая Женщина, дочь Бога - созданная им для своего сына.
Жена Бога для того, чтобы род людской не прервался и рождались новые люди.
Душам - нужен сосуд.
Наши дети - дети Бога.

Кощунственно звучит. Но, Истина - всегда проста и необычна.

Женщина - создана для Мужчины. Одна для Одного. Так написано в Библии.

Не буду о толковании этой книги. Не все так просто с ней.

Мужчина - должен охранять и защищать то, что создано для него и является частью его.

В русском языке существует три рода: Мужской, Женский и Средний. Для чего?

Времен - тоже три: Прошлое, настоящее и будущее.

Все самые главные слова, для русских - Женского рода: Родина, земля, мать, жена, природа, планета, гордость, честь, справедливость, верность, отвага, судьба.

Это - специально заложили предки в свой язык.

Существуют главные слова и Мужского рода.

Самое первое и основное - МИР. Рядом с ним, всегда слова - Свобода и Родина.

Не буду много писать, как сказали - надоела уже.
Сами ищите знания, дорогие мужчины. Гордыня - не позволяет понять основное, что без тех знаний Женских: Вы смотрите, на окружающий Вас Мир - всего одним глазом.

В русских сказках есть герой, что смотрит на мир таким образом - ЛИХО одноглазое.

Будьте умнее - цените своих женщин, даже если Вам кажется , что они не правы.

Время - Вас рассудит. Сможете убедится наглядно, в чьих словах больше правды.

Главное, не ошибитесь в своем ВЫБОРЕ - Мужчины.

Мудрая Женщина - счастье в доме, а не мудрая - беда в доме.
Удачи Всем и Добра, в доме и странах.
№33 svbuk 22 июня 2015 15:22
0
Феменизмом попахивает, так на вскидку.
Хотя рациональное звено в мыслях имеется.
Единственное, что хочу добавить к Вашим словам :"Будьте умнее - цените своих женщин, даже если Вам кажется , что они не правы. Время - Вас рассудит.", так это билину или уже, с течением времени, анегдот:
-Рави, если вас рядом нет, у кого мне спросить совета.
-Найди старейшину, или иного мужика, или хотябы дитя мужского пола и спрашивай.
-А если нет таковых?
-О несчасный, тогда спрашивай свою жену и делай наоборот!
Мудрость народная и годами "выстраданая" winked
№34 Игорь_Беляев 22 июня 2015 20:04
-3
Не трогайте наших Женщин!
№35 svbuk 22 июня 2015 22:08
+1
Чудак, ты хоть понял о чем речь, или тебе всего 15-18 лет? Жизнь она очень долгая и интересная, - научишся facepalm
№36 Игорь_Беляев 23 июня 2015 19:17
-5
"... и не оспаривай глупца".
№37 Игорь_Беляев 23 июня 2015 19:17
-5
"... и не оспаривай глупца".
№38 mankowski.roman 22 июня 2015 15:39
0
Длинно, сложно, пафосно. Я проще скажу: главная задача мужчины в этом мире - сделать счастливой свою жену (в еврейской книжке, однако, вычитал). А счастливая, спокойная, умиротворённая женщина и советы впопад может давать когда надо, - бонусов от такой жены великое множество. smile
№39 Игорь_Беляев 22 июня 2015 20:05
-3
Не трогайте наших Женщин!
№40 mankowski.roman 22 июня 2015 21:45
0
оу, простите, не хотел задеть ни вас, ни ваших Женщин.. facepalm
№41 Птибурдуков 22 июня 2015 08:02
+5
Баба Яга - добрейшей души старушка, почти всегда помогала одолеть Кащея
----------
Лучше говорить истину, которая причиняет боль и затем исцеляет. Чем говорить ложь, которая успокаивает, а затем убивает.
№42 EU-EU 22 июня 2015 08:22
0
Скорее всего, героиня-девочка появляется в небольшом числе сказок.

А сообразительная Маша, заставившая медведя принести ее в коробе домой?
Маша и три медведя.
Маша и Мороз Красный Нос.
А про героя-мальчика, кроме Мальчика с Пальчика и не вспоминается.
№43 Spheroid 22 июня 2015 11:13
+2
Ну,как же про мальчиков забыли? Бесчисленные Иванушки-дурачки! biggrin
----------
Убедит судью любого,
даже полк отборных судей,
ослепительно сурова,
правда башенных орудий.
№44 EU-EU 22 июня 2015 12:17
0
Иванушка да Емеля были уже взрослые мужики, всяко больше 20-ти.
№45 nurok 22 июня 2015 12:47
0
Маша и три медведя-это английская сказка, которая появилась в России благодаря Л.Толстому
№46 vuko 22 июня 2015 09:24
+1
По Домострою девочки до замужества не наказываются, прощалось и гадание а гадающая женщина - уже ведьма. Замужней учитывалась её загруженность, достаточно посещение воскресных служб - рай обеспечен.
Фото 19в., идущие в церковь или на ярмарку:
1-я пара - муж впереди или наоборот = "купец" впереди
2-я - дама вперед = дворяне и подражатели жельтельменам, пропускавших лэди на платформах мерять глубину дерьма лондонских парков, по колёсам кэба трудно определить
3-я : остальные сословия под ручку
№47 Nani Ero 22 июня 2015 10:49
+1
Цитата: vuko
а гадающая женщина - уже ведьма.


Эко Вы загнули, батенька... facepalm
№48 mankowski.roman 22 июня 2015 15:42
0
ведьма однозначно; или начинающая ведьма
№49 bbazilis 22 июня 2015 09:35
-2
Мадам "докторант" не видит разницы между мифическим и мифологическим персонажами. Яга персонаж из мифа, сказки -т.е. сказочный, а не сказочнологический. Жива видать еще система НииЧаВо, можно остепеняться не утруждаясь знанием предмета. "И эти люди запрещают мне ковыряться в носу?''
№50 OlBuraq 22 июня 2015 10:12
0
Цитата: bbazilis не видит разницы между мифическим и мифологическим персонажами



Персонаж сказаний.
Из уст в уста.
Через века-тысячелетия.
Это предания народные.
Остальные определения - шелуха заумная.
----------
СВРга
№51 Сибирячка Втылудрузей 22 июня 2015 10:24
0
Ббазилис, а в чем разница между мифическим и мифологическим? на первый взгляд не видно.
----------
Женщина — с нами, когда мы рождаемся, Женщина — с нами в последний наш час. Женщина — знамя, когда мы сражаемся, Женщина — радость раскрывшихся глаз.

№52 Сибирячка Втылудрузей 22 июня 2015 10:24
0
Ббазилис, а в чем разница между мифическим и мифологическим? на первый взгляд не видно.
----------
Женщина — с нами, когда мы рождаемся, Женщина — с нами в последний наш час. Женщина — знамя, когда мы сражаемся, Женщина — радость раскрывшихся глаз.

№53 Татьяна_Матвеева 22 июня 2015 16:28
0
Мне тоже показалось, что анализ либо не полный, либо поверхностный, но ни одного совпадения с трактовками символов язычества. У кого мадам училась? Чрезвычайно обеднённый анализ.
№54 OlBuraq 22 июня 2015 09:42
0
У Яги есть сестры, такие же лесные колдуньи. Значит была мама и папа. Кто они?
Кощей и Змей Горыныч похищают женщин человеческих, чтобы ЖЕНИТЬСЯ! Значит - совместимость в наличии имеется. Значит это один Род, одни гены. По крайней мере часть генома - общая.
----------
СВРга
№55 Панда 22 июня 2015 09:44
+1
Первый " умный дом" - избушка бабы йоги
( ... избушка избушка, повернись ко мне передом к лесу задом)
№56 OlBuraq 22 июня 2015 09:56
0
"родила царица в ночь
не то сына, не то дочь
Ни мышонка, ни лягушку
А неведому зверушку"

И НИ У КОГО не возникло сомнения, что такое может быть.
Значит, для нас так - в сказочные времена, МОГЛИ родиться дети с генными отклонениями. И были НЕ РЕДКОСТЬЮ, иначе не поверили бы.
В КОГО эти генные сбои?

"Мы внуцы сварожьи" - заповедали нам пращуры.
Жители Сварги, то бишь - "сварожичи" по нашему, были нашими Богами и родней одновременно.
Но это были НЕ люди.
Кто бы не была эта Баба Яга - она родня нам. Пусть и дальняя.
----------
СВРга
№57 Страж 22 июня 2015 10:04
+6
Богиня Ага Ягинишна - (позднее - Баба Яга) - положительное божество славянского пантеона, изначально: прародительница, хранительница рода и его традиций, околодомашнего (лесного) пространства, наставница детей. Хранитель тайных знаний. Живёт на границе Светлого и Тёмного миров (Яви и Нави), одной ногой стоит в мире живых, другой - в мире мёртвых, от того и по земле не ходит, а в ступе летает. Она - Воин-пограничник, стерегущий границу миров: молодая, сильная и смелая, но умеет принимать любое обличье.
Ага (Яга) - богиня общеевропейская. У греков ей соответствует Геката, у германцев - Перхта или Хольда, у индусов - богиня Кали.
№58 Spheroid 22 июня 2015 11:16
+2
Наконец то, кто то правильно расписал образ Яги. Добавлю,что нога у нее костяная,потому что именно ей и стоит в мире мертвых,а другая нормальная для мира живых. Додуматься ,что вместо ноги у Яги змеиный хвост-это кощунство! smile
И кстати, восточные славяне не придавали негативного Темного значения миру Нави, это все от западной культуры. Даже понятия ада у славян не было. Мир мертвых очень точно обозначен термином "Тот свет". Иной мир.
----------
Убедит судью любого,
даже полк отборных судей,
ослепительно сурова,
правда башенных орудий.
№59 Татьяна_Матвеева 22 июня 2015 16:31
0
И хаживали в Навь, когда нужно было. Не одна Баба Яга обладала магическими свойствами, разные персонажи это умели. Какой-то поверхностный и обеднённый примерами анализ.
№60 prist 22 июня 2015 10:26
0
Женщины в Русских сказках, невинны и прекрасны.
№61 Сибирячка Втылудрузей 22 июня 2015 11:33
+1
Прист, женщины в Русских сказках ДОБРЫЕ, МУДРЫЕ И КРАСИВЫЕ. Насчет невинности там ничего нет. Причем тут вообще это понятие, которое весьма двусмысленное? dumaet
----------
Женщина — с нами, когда мы рождаемся, Женщина — с нами в последний наш час. Женщина — знамя, когда мы сражаемся, Женщина — радость раскрывшихся глаз.

№62 Сибирячка Втылудрузей 22 июня 2015 11:34
+1
Добровольская занималась вообще не женскими образами, и другими феноменами. Поэтому анализ ее вызывает у меня сомнения dumaet

Основные научные работы

Монографии

Добровольская В. Е. Предметные реалии русской волшебной сказки. М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 2009.

Избранные статьи

Добровольская В. Е. Несказочная проза о разрушении церквей // Русский фольклор. Т. XXX. Спб., 1999. С. 500—512.
Добровольская В. Е. Герой-ребенок в русских волшебных сказках // Традиционная культура. 2002. № 4. С. 18-23.
Добровольская В. Е. Демонологические персонажи в современном городском фольклоре (русская и еврейская традиции) // Между двумя мирами. Представления о демоническом и потустороннем в славянской и еврейской культурных традициях. М., 2002. С. 181—195.
Добровольская В. Е. Роль контекста в бытовании и функционировании фольклорного текста // Традиционная культура. 2004. № 3. С. 46-53.
Добровольская В. Е. Прескрипции, бытующие среди кладбищенских работников // Фольклор малых социальных групп. М., 2008. С. 126—133.
----------
Женщина — с нами, когда мы рождаемся, Женщина — с нами в последний наш час. Женщина — знамя, когда мы сражаемся, Женщина — радость раскрывшихся глаз.

№63 Сима 22 июня 2015 12:07
0
Ерунда какая-то!
Впечатление, что сия дама вообще не читала русских сказок, а лишь некоторые поздние заменители в либероидном изложении. Ага. И с рисунками автора орла, что ныне на наших купюрах значится.
№64 Вера 22 июня 2015 12:41
0
Цитата: Павел_Ордынский
чё то эта девушка в лодочке ,какая то не с русской мордой,а скорей с еврейской...


Павел, у вас уже глюк на почве негатива в сторону еврейства
----------
"Быть бессмертным не в силе,
но надежда моя:
если будет Россия,
значит, буду и я."
№65 Игорь_Беляев 22 июня 2015 20:07
-3
Очень интернесные исследования у В. Я. Проппа "Исторические корни Волшебной Сказки" и "Морфология сказки". Только читать их надо не в букве, а в духе.