Обсуждаемое
Опрос
Популярное
Едина краина просм. 16179 Едина краина
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Рейтинг
Видео
Лайфхак 23-04-2024 Лайфхак

Почему лунные аферисты не могут сделать РД-180? Интервью академика Бориса Каторгина

Почему лунные аферисты не могут сделать РД-180? Интервью академика Бориса Каторгина

Создатель лучших в мире жидкостных ракетных двигателей академик Борис Каторгин объясняет, почему американцы до сих пор не могут повторить наших достижений в этой области и как сохранить советскую фору в будущем.

В июне на Петербургском экономическом форуме прошло награждение лауреатов премии «Глобальная энергия». Авторитетная комиссия отраслевых экспертов из разных стран выбрала три заявки из представленных 639 и назвала лауреатов премии , которую уже привычно называют «нобелевкой для энергетиков». В итоге 33 миллиона премиальных рублей в этом году разделили известный изобретатель из Великобритании профессор Родней Джон Аллам и двое наших выдающихся ученых — академики РАН Борис Каторгин и Валерий Костюк.

Все трое имеют отношение к созданию криогенной техники, исследованию свойств криогенных продуктов и их применению в различных энергетических установках. Академик Борис Каторгин был награжден «за разработки высокоэффективных жидкостных ракетных двигателей на криогенных топливах, которые обеспечивают при высоких энергетических параметрах надежную работу космических систем в целях мирного использования космоса». При непосредственном участии Каторгина, более пятидесяти лет посвятившего предприятию ОКБ-456, известному сейчас как НПО «Энергомаш», создавались жидкостные ракетные двигатели (ЖРД), рабочие характеристики которых и теперь считаются лучшими в мире. Сам Каторгин занимался разработкой схем организации рабочего процесса в двигателях, смесеобразованием компонентов горючего и ликвидацией пульсации в камере сгорания. Известны также его фундаментальные работы по ядерным ракетным двигателям (ЯРД) с высоким удельным импульсом и наработки в области создания мощных непрерывных химических лазеров.

В самые тяжелые для российских наукоемких организаций времена, с 1991-го по 2009 год, Борис Каторгин возглавлял НПО «Энергомаш», совмещая должности генерального директора и генерального конструктора, и умудрился не только сохранить фирму, но и создать ряд новых двигателей. Отсутствие внутреннего заказа на двигатели заставило Каторгина искать заказчика на внешнем рынке. Одним из новых двигателей стал РД-180, разработанный в 1995 году специально для участия в тендере, организованном американской корпорацией Lockheed Martin, выбиравшей ЖРД для модернизируемого тогда ракетоносителя «Атлас». В результате НПО «Энергомаш» подписало договор на поставку 101 двигателя и к началу 2012 года уже поставило в США более 60 ЖРД, 35 из которых успешно отработали на «Атласах» при выводе спутников различного назначения.

Перед вручением премии «Эксперт» побеседовал с академиком Борисом Каторгиным о состоянии и перспективах развития жидкостных ракетных двигателей и выяснил, почему базирующиеся на разработках сорокалетней давности двигатели до сих пор считаются инновационными, а РД-180 не удалось воссоздать на американских заводах.

— Борис Иванович, в чем именно ваша заслуга в создании отечественных жидкостных реактивных двигателей, и теперь считающихся лучшими в мире?

— Чтобы объяснить это неспециалисту, наверное, нужно особое умение. Для ЖРД я разрабатывал камеры сгорания, газогенераторы; в целом руководил созданием самих двигателей для мирного освоения космического пространства. (В камерах сгорания происходит смешение и горение топлива и окислителя и образуется объем раскаленных газов, которые, выбрасываясь затем через сопла, создают собственно реактивную тягу; в газогенераторах также сжигается топливная смесь, но уже для работы турбонасосов, которые под огромным давлением нагнетают топливо и окислитель в ту же камеру сгорания. — «Эксперт».)

— Вы говорите о мирном освоении космоса, хотя очевидно, что все двигатели тягой от нескольких десятков до 800 тонн, которые создавались в НПО «Энергомаш», предназначались прежде всего для военных нужд.

— Нам не пришлось сбросить ни одной атомной бомбы, мы не доставили на наших ракетах ни одного ядерного заряда к цели, и слава богу. Все военные наработки пошли в мирный космос. Мы можем гордиться огромным вкладом нашей ракетно-космической техники в развитие человеческой цивилизации. Благодаря космонавтике родились целые технологические кластеры: космическая навигация, телекоммуникации, спутниковое телевидение, системы зондирования.

— Двигатель для межконтинентальной баллистической ракеты Р-9, над которым вы работали, потом лег в основу чуть ли не всей нашей пилотируемой программы.

— Еще в конце 1950-х я проводил расчетно-экспериментальные работы для улучшения смесеобразования в камерах сгорания двигателя РД-111, который предназначался для той самой ракеты. Результаты работы до сих пор применяются в модифицированных двигателях РД-107 и РД-108 для той же ракеты «Союз», на них было совершено около двух тысяч космических полетов, включая все пилотируемые программы.

— Два года назад я брал интервью у вашего коллеги, лауреата «Глобальной энергии» академика Александра Леонтьева. В разговоре о закрытых для широкой публики специалистах, коим Леонтьев сам когда-то был, он упомянул Виталия Иевлева, тоже много сделавшего для нашей космической отрасли.

— Многие работавшие на оборонку академики были засекречены — это факт. Сейчас многое рассекречено — это тоже факт. Александра Ивановича я знаю прекрасно: он работал над созданием методик расчета и способов охлаждения камер сгорания различных ракетных двигателей. Решить эту технологическую задачу было нелегко, особенно когда мы начали максимально выжимать химическую энергию топливной смеси для получения максимального удельного импульса, повышая среди прочих мер давление в камерах сгорания до 250 атмосфер. Возьмем самый мощный наш двигатель — РД-170. Расход топлива с окислителем — керосином с жидким кислородом, идущим через двигатель, — 2,5 тонны в секунду. Тепловые потоки в нем достигают 50 мегаватт на квадратный метр — это огромная энергия. Температура в камере сгорания — 3,5 тысячи градусов Цельсия. Надо было придумать специальное охлаждение для камеры сгорания, чтобы она могла расчетно работать и выдерживала тепловой напор. Александр Иванович как раз этим и занимался, и, надо сказать, потрудился он на славу. Виталий Михайлович Иевлев — член-корреспондент РАН, доктор технических наук, профессор, к сожалению, довольно рано умерший, — был ученым широчайшего профиля, обладал энциклопедической эрудицией. Как и Леонтьев, он много работал над методикой расчета высоконапряженных тепловых конструкций. Работы их где-то пересекались, где-то интегрировались, и в итоге получилась прекрасная методика, по которой можно рассчитать теплонапряженность любых камер сгорания; сейчас, пожалуй, пользуясь ею, это может сделать любой студент. Кроме того, Виталий Михайлович принимал активное участие в разработке ядерных, плазменных ракетных двигателей. Здесь наши интересы пересекались в те годы, когда «Энергомаш» занимался тем же.

— В нашей беседе с Леонтьевым мы затронули тему продажи энергомашевских двигателей РД-180 в США, и Александр Иванович рассказал, что во многом этот двигатель — результат наработок, которые были сделаны как раз при создании РД-170, и в каком-то смысле его половинка. Что это — действительно результат обратного масштабирования?

— Любой двигатель в новой размерности — это, конечно, новый аппарат. РД-180 с тягой 400 тонн действительно в два раза меньше РД-170 с тягой 800 тонн. У РД-191, предназначенного для нашей новой ракеты «Ангара», тяга и вовсе 200 тонн. Что же общего у этих двигателей? Все они имеют по одному турбонасосу, но камер сгорания у РД-170 четыре, у «американского» РД-180 — две, у РД-191 — одна. Для каждого двигателя нужен свой турбонасосный агрегат — ведь если четырёхкамерный РД-170 потребляет примерно 2,5 тонны топлива в секунду, для чего был разработан турбонасос мощностью 180 тысяч киловатт, в два с лишним раза превосходящий, например, мощность реактора атомного ледокола «Арктика», то двухкамерный РД-180 — лишь половину, 1,2 тонны. В разработке турбонасосов для РД-180 и РД-191 я участвовал напрямую и в то же время руководил созданием этих двигателей в целом.

— Камера сгорания, значит, на всех этих двигателях одна и та же, только количество их разное?

— Да, и это наше главное достижение. В одной такой камере диаметром всего 380 миллиметров сгорает чуть больше 0,6 тонны топлива в секунду. Без преувеличения, эта камера — уникальное высокотеплонапряженное оборудование со специальными поясами защиты от мощных тепловых потоков. Защита осуществляется не только за счет внешнего охлаждения стенок камеры, но и благодаря хитроумному способу «выстилания» на них пленки горючего, которое, испаряясь, охлаждает стенку. На базе этой выдающейся камеры, равной которой в мире нет, мы изготавливаем лучшие свои двигатели: РД-170 и РД-171 для «Энергии» и «Зенита», РД-180 для американского «Атласа» и РД-191 для новой российской ракеты «Ангара».

— «Ангара» должна была заменить «Протон-М» еще несколько лет назад, но создатели ракеты столкнулись с серьезными проблемами, первые летные испытания неоднократно откладывались, и проект вроде бы продолжает буксовать.

— Особенность «Ангары» в том, что на основе ее универсальных ракетных модулей можно создать целое семейство ракетоносителей грузоподъемностью от 2,5 до 25 тонн для вывода грузов на низкую околоземную орбиту на базе универсального же кислородно-керосинового двигателя РД-191. «Ангара-1» имеет один двигатель, «Ангара-3» — три с общей тягой 600 тонн, у «Ангары-5» будет 1000 тонн тяги, то есть она сможет выводить на орбиту больше грузов, чем «Протон». К тому же вместо очень токсичного гептила, который сжигается в двигателях «Протона», мы используем экологически чистое топливо, после сгорания которого остаются лишь вода да углекислый газ.

— Как получилось, что тот же РД-170, который создавался еще в середине 1970-х, до сих пор остается, по сути, инновационным продуктом, а его технологии используются в качестве базовых для новых ЖРД?

— Похожая история случилась с самолетом, созданным после Второй мировой Владимиром Михайловичем Мясищевым (дальний стратегический бомбардировщик серии М, разработка московского ОКБ-23 1950-х годов. — «Эксперт»). По многим параметрам самолет опережал свое время лет эдак на тридцать, и элементы его конструкции потом заимствовали другие авиастроители. Так и здесь: в РД-170 очень много новых элементов, материалов, конструкторских решений. По моим оценкам, они не устареют еще несколько десятилетий. В этом заслуга прежде всего основателя НПО «Энергомаш» и его генерального конструктора Валентина Петровича Глушко и членкора РАН Виталия Петровича Радовского, возглавившего фирму после смерти Глушко. (Отметим, что лучшие в мире энергетические и эксплуатационные характеристики РД-170 во многом обеспечиваются благодаря решению Каторгиным проблемы подавления высокочастотной неустойчивости горения за счет разработки антипульсационных перегородок в той же камере сгорания. — «Эксперт».) А двигатель РД-253 первой ступени для ракетоносителя «Протон»? Принятый на вооружение еще в 1965 году, он настолько совершенен, что до сих пор никем не превзойден. Именно так учил конструировать Глушко — на пределе возможного и обязательно выше среднемирового уровня. Важно помнить и другое: страна инвестировала в свое технологическое будущее. Как было в Советском Союзе? Министерство общего машиностроения, в ведении которого, в частности, находились космос и ракеты, только на НИОКР тратило 22 процента своего огромного бюджета — по всем направлениям, включая двигательное. Сегодня объем финансирования исследований намного меньше, и это говорит о многом.

— Не означает ли достижение этими ЖРД неких совершенных качеств, причем случилось это полвека назад, что ракетный двигатель с химическим источником энергии в каком-то смысле изживает себя: основные открытия сделаны и в новых поколениях ЖРД, сейчас речь идет скорее о так называемых поддерживающих инновациях?

— Безусловно нет. Жидкостные ракетные двигатели востребованы и будут востребованы еще очень долго, потому что никакая другая техника не в состоянии более надежно и экономично поднять груз с Земли и вывести его на околоземную орбиту. Они безопасны с точки зрения экологии, особенно те, что работают на жидком кислороде и керосине. Но для полетов к звездам и другим галактикам ЖРД, конечно, совсем непригодны. Масса всей метагалактики — 10 в 56 степени граммов. Для того чтобы разогнаться на ЖРД хотя бы до четверти скорости света, потребуется совершенно невероятный объем топлива — 10 в 3200 степени граммов, так что даже думать об этом глупо. У ЖРД есть своя ниша — маршевые двигатели. На жидкостных двигателях можно разогнать носитель до второй космической скорости, долететь до Марса, и все.

— Следующий этап — ядерные ракетные двигатели?

— Конечно. Доживем ли мы еще до каких-то этапов — неизвестно, а для разработки ЯРД многое было сделано уже в советское время. Сейчас под руководством Центра Келдыша во главе с академиком Анатолием Сазоновичем Коротеевым разрабатывается так называемый транспортно-энергетический модуль. Конструкторы пришли к выводу, что можно создать менее напряженный, чем был в СССР, ядерный реактор с газовым охлаждением, который будет работать и как электростанция, и как источник энергии для плазменных двигателей при передвижении в космосе. Такой реактор проектируется сейчас в НИКИЭТ имени Н. А. Доллежаля под руководством члена-корреспондента РАН Юрия Григорьевича Драгунова. В проекте также участвует калининградское КБ «Факел», где создаются электрореактивные двигатели. Как и в советское время, не обойдется без воронежского КБ химавтоматики, где будут изготавливаться газовые турбины, компрессоры, чтобы по замкнутому контуру гонять теплоноситель — газовую смесь.

— А пока полетаем на ЖРД?

— Конечно, и мы четко видим перспективы дальнейшего развития этих двигателей. Есть задачи тактические, долгосрочные, тут предела нет: внедрение новых, более жаростойких покрытий, новых композитных материалов, уменьшение массы двигателей, повышение их надежности, упрощение схемы управления. Можно внедрить ряд элементов для более тщательного контроля за износом деталей и других процессов, происходящих в двигателе. Есть задачи стратегические: к примеру, освоение в качестве горючего сжиженного метана и ацетилена вместе с аммиаком или трехкомпонентного топлива. НПО «Энергомаш» занимается разработкой трехкомпонентного двигателя. Такой ЖРД мог бы применяться в качестве двигателя и первой, и второй ступени. На первой ступени он использует хорошо освоенные компоненты: кислород, жидкий керосин, а если добавить еще около пяти процентов водорода, то значительно увеличится удельный импульс — одна из главных энергетических характеристик двигателя, а это значит, что можно отправить в космос больше полезного груза. На первой ступени вырабатывается весь керосин с добавкой водорода, а на второй тот же самый двигатель переходит от работы на трехкомпонентном топливе на двухкомпонентное — водород и кислород.

Мы уже создали экспериментальный двигатель, правда, небольшой размерности и тягой всего около 7 тонн, провели 44 испытания, сделали натурные смесительные элементы в форсунки, в газогенераторе, в камере сгорания и выяснили, что можно сначала работать на трех компонентах, а потом плавно переходить на два. Все получается, достигается высокая полнота сгорания, но чтобы идти дальше, нужен более крупный образец, нужно дорабатывать стенды, чтобы запускать в камеру сгорания компоненты, которые мы собираемся применять в настоящем двигателе: жидкие водород и кислород, а также керосин. Думаю, это очень перспективное направление и большой шаг вперед. И надеюсь кое-что успеть сделать при жизни.

— Почему американцы, получив право на воспроизведение РД-180, не могут сделать его уже много лет?

— Американцы очень прагматичны. В 1990-х, в самом начале работы с нами, они поняли, что в энергетической области мы намного опередили их и надо у нас эти технологии перенимать. К примеру, наш двигатель РД-170 за один запуск за счет большего удельного импульса мог вывезти полезного груза на две тонны больше, чем их самый мощный F-1, что означало по тем временам 20 миллионов долларов выигрыша. Они объявили конкурс на двигатель тягой 400 тонн для своих «Атласов», который выиграл наш РД-180. Тогда американцы думали, что они начнут с нами работать, а года через четыре возьмут наши технологии и будут сами их воспроизводить. Я им сразу сказал: вы затратите больше миллиарда долларов и десять лет. Четыре года прошло, и они говорят: да, надо шесть лет. Прошли еще годы, они говорят: нет, надо еще восемь лет. Прошло уже семнадцать лет, и они ни один двигатель не воспроизвели. Им сейчас только на стендовое оборудование для этого нужны миллиарды долларов. У нас на «Энергомаше» есть стенды, где в барокамере можно испытывать тот же двигатель РД-170, мощность струи которого достигает 27 миллионов киловатт.

Почему лунные аферисты не могут сделать РД-180? Интервью академика Бориса Каторгина

— Я не ослышался — 27 гигаватт? Это больше установленной мощности всех АЭС «Росатома».

— Двадцать семь гигаватт — это мощность струи, которая развивается относительно за короткое время. При испытаниях на стенде энергия струи сначала гасится в специальном бассейне, затем в трубе рассеивания диаметром 16 метров и высотой 100 метров. Чтобы построить подобный стенд, в котором помещается двигатель, создающий такую мощность, надо вложить огромные деньги. Американцы сейчас отказались от этого и берут готовое изделие. В результате мы продаем не сырье, а продукт с огромной добавленной стоимостью, в который вложен высокоинтеллектуальный труд. К сожалению, в России это редкий пример хайтек-продаж за границу в таком большом объеме. Но это доказывает, что при правильной постановке вопроса мы способны на многое.

Почему лунные аферисты не могут сделать РД-180? Интервью академика Бориса Каторгина

— Борис Иванович, что надо сделать, чтобы не растерять фору, набранную советским ракетным двигателестроением? Наверное, кроме недостатка финансирования НИОКР очень болезненна и другая проблема — кадровая?

— Чтобы остаться на мировом рынке, надо все время идти вперед, создавать новую продукцию. Видимо, пока нас до конца не прижало и гром не грянул. Но государству надо осознать, что без новых разработок оно окажется на задворках мирового рынка, и сегодня, в этот переходный период, пока мы еще не доросли до нормального капитализма, в новое должно прежде всего вкладывать оно — государство. Затем можно передавать разработку для выпуска серии частной компании на условиях, выгодных и государству, и бизнесу. Не верю, что придумать разумные методы созидания нового невозможно, без них о развитии и инновациях говорить бесполезно.

Кадры есть. Я руковожу кафедрой в Московском авиационном институте, где мы готовим и двигателистов, и лазерщиков. Ребята умнющие, они хотят заниматься делом, которому учатся, но надо дать им нормальный начальный импульс, чтобы они не уходили, как сейчас многие, писать программы для распределения товаров в магазинах. Для этого надо создать соответствующую лабораторную обстановку, дать достойную зарплату. Выстроить правильную структуру взаимодействия науки и Министерства образования. Та же Академия наук решает много вопросов, связанных с кадровой подготовкой. Ведь среди действующих членов академии, членов-корреспондентов много специалистов, которые руководят высокотехнологическими предприятиями и научно-исследовательскими институтами, мощными КБ. Они прямо заинтересованы, чтобы на приписанных к их организациям кафедрах воспитывались необходимые специалисты в области техники, физики, химии, чтобы они сразу получали не просто профильного выпускника вуза, а готового специалиста с некоторым жизненным и научно-техническим опытом. Так было всегда: самые лучшие специалисты рождались в институтах и на предприятиях, где существовали образовательные кафедры. У нас на «Энергомаше» и в НПО Лавочкина работают кафедры филиала МАИ «Комета», которой я руковожу. Есть старые кадры, которые могут передать опыт молодым. Но времени осталось совсем немного, и потери будут безвозвратные: для того, чтобы просто вернуться на существующий сейчас уровень, придется затратить гораздо больше сил, чем сегодня надо для его поддержания.

Эксперт, 02.06.12
Постоянный адрес публикации на нашем сайте:
QR-код адреса страницы:
(Наведите смартфон, сосканируйте код, читайте сайт на смартфоне)
51 мнение. Оставьте своё
№1 AlexanderB 9 июня 2015 23:24
+34
А был ли мальчик?
Никогда не сомневался в том, что в Голливуде всё отсняли...
----------
Медицинские случаи я не комментирую.
Нечего сказать? Не лезь к микрофону! С. Лавров.
№2 vovk 9 июня 2015 23:27
+1
Эт о чем?Расшифруйте,плиз?
№3 orochik 9 июня 2015 23:46
+30
это про высадку амеров на луне biggrin
№4 sakh60 9 июня 2015 23:52
+30
Лунные аферисты-это к тому что пиндосы покупают наши движки и при этом заявляют о покорении Луны.

Где логика?
Покорить Луну-это не кот начхал! А тут не могут создать из готового. Аферисты чистой воды!
№5 NOD 10 июня 2015 13:09
0
вобщето Ф-1 не использовался, а минуло лет 40, когда встал вопрос,... вопрос где те кадры, которые в состоянии его собирать или доводить до ума? где производство? вот и получается что только новый строить,... а новый, Каторгин тут лукавит немножко, он сам лет 10 назад говорил за амеров, что на новый нужно миним лет 10 разработки и испытания и денег минимум как на авианосец, а то и два,... ну а амеры прагматичные- покупают готовое - так дешевле,
но не забывайте что таже дельта 4 летает на тяжелом движке, он просто чуть другой с другими характеристиками, в чемто похуже, возможно в чемто получше, но при этом дороже...
----------
я NOD с 1996 года, и к Федорову отношения не имею ни какова!!
№6 Кузя Прутко 10 июня 2015 00:44
+18
vovk, это о том, что амеры звиздят, что наших рд-180 хватит только на половину пути до луны, тем временем, они сидят на наших движках. Позвольте спросить, на чём они летали до луны и обратно? На пердячем паре? Мошенники голливудские.
----------
Ковчег строил любитель, профессионалы строили Титаник
№7 Screamer 10 июня 2015 07:20
+1
По моему на F1 хотя РД-170 на 2 тонны мощней их самого мощного движка )))
№8 NOD 10 июня 2015 13:13
0
вобщето ф-1 - однокамерный,
и по сей день 2й по мощности, уступивший, сделанному чуть позже рд-170
----------
я NOD с 1996 года, и к Федорову отношения не имею ни какова!!
№9 Irishok 10 июня 2015 07:47
+9
На ядре! (Перенимали опыт барона Мюнхгаузена smile). А с учетом того, что себя они считают ядерной Сверхдержавой, то летали на Сверхъядре
№10 sawamail 10 июня 2015 15:47
-1
РД-180 - это двигатель 1й ступени ракеты-носителя Атлас и для полета на луну не предназначен, ибо работает 270 с (далеко не улетишь)

на луну летали на КК Аполлон, который вывела на орбиту ракета-носитель Сатурн-5
----------
мысли пачкают мозги
№11 greg_sv 10 июня 2015 00:10
+2
"Видимо, пока нас до конца не прижало и гром не грянул. Но государству надо осознать, что без новых разработок оно окажется на задворках мирового рынка, и сегодня, в этот переходный период, пока мы еще не доросли до нормального капитализма, в новое должно прежде всего вкладывать оно — государство. Затем можно передавать разработку для выпуска серии частной компании на условиях, выгодных и государству, и бизнесу"-боже!Это что?Это димон говорил? facepalm
----------
Krack_sv
№12 Рубщик укропа 10 июня 2015 00:40
+10
Какой умный дядька, у меня аж дыхание перехватило, пока читал статью!!!!
№13 Михаил 10 июня 2015 00:51
+9
В 92 коммунист и Генеральный Борис Каторгин очень быстро стал демократом (за неделю или за две) и занялся бизнесом, не забывая платить себе зарплату директорскую в размере... (ой боюсь озвучить). "Энергомаш" акционировали и кому-то продали на бирже за менее получаса торгов. "Энергомаш" ныне банкрот, на внешнем управлении. Не распродан на металлолом только после вмешательства Путина. popcorm
№14 dek 10 июня 2015 00:11
0
Я не в тему....правда что умер Меккейн? Или это фейк?
№15 Tinich1961 10 июня 2015 00:34
+7
Фейк, а жаль ((((((
----------
Смысл жизни делает человека рабом, а мечта богом.
№16 dek 10 июня 2015 00:40
+1
Дааа, жаль!
№17 steeler5 10 июня 2015 03:11
+4
ему заменили пластину в чайнике,, теперь как новенький)))
№18 scazochnik 10 июня 2015 09:15
+2
Неееее)))))) хард диск ему поменяли на эсэсдишный))))))
№19 Master3770 10 июня 2015 01:00
+1
100% просто уверен в этом!!!
№20 drimmer 9 июня 2015 23:27
+3
самое интересное что на предприятии даже 1938 года станки попадаются :) хотя в последние 10 лет(или более) много модернизации...
№21 mab3162 10 июня 2015 00:24
+10
Ну и что, если станок обеспечивает необходимое качество изделий (точность размеров, соосность отверстий, угловые отклонения, чистоту обработанной поверхности), то почему им не пользоваться? Ведь всегда есть экспериментальные разработки в 1-2 экземплярах - такие детали вполне можно делать на станке без ЧПУ, был бы рабочий-станочник подходящей квалификации. Плюс фактор надежности - если станок столько лет служит, то его поддержка и настройка довным-давно освоены, процесс налажен. Какой смысл менять его на новый станок с ЧПУ - истратить выделенный государством бюджет поскорее? А ведь можно на те же деньги приобрести то, чего совсем нет, ни в каком виде, тот же 3d принтер, например, для создания высокоточных литейных моделей, или еще что-нибудь.
№22 drimmer 10 июня 2015 09:41
0
3д принтер на предприятии был 10 лет назад уже :)
№23 Морте 9 июня 2015 23:28
+8
Почему лунные аферисты не могут сделать РД-180? Лучше всего на этот вопрос ответит Задорнов. lols
№24 vovk 9 июня 2015 23:38
0
И батут им не поможет!!!
№25 vuko 9 июня 2015 23:30
+2
Главное помнить "В 1990-х, в самом начале работы с нами, они поняли, что в энергетической области мы намного опередили их и надо у нас эти технологии перенимать" и заслали Ваучера в энергетики и Россия чуть не догнала пиндосов
Попытка не пытка - может с наноВаучером получится
№26 GreySwan 9 июня 2015 23:30
+5
№27 DrRusuas 9 июня 2015 23:36
+19
applodisment !!!! Слава советским и российским кулибиным - самым лучшим кулибиным в мире!!!! applodisment
№28 MALISH 9 июня 2015 23:43
+12
А ведь действительно - не могут американцы сделать такой движок! Казалось бы, чего проще для страны с самым мощным промышленным и научным потенциалом - разбери хоть на атомы, скопируй и собери! Ан нет, не получается! Такая же история была с СПР "Шквал": получили образец, возились Бог знает сколько времени, затратили уйму денег и ничего не получилось. Это к вопросу о якобы отсутствии в России высоких технологий.
№29 vosorus 9 июня 2015 23:49
+3
Они не умеют делать простые вещи - им это недоступно!
№30 Ba33y33a 9 июня 2015 23:49
+5
Ежу понятно отчего. Помер Вернер Фон Браун (отец ФАУ 2, если что), вот и не могуть
----------
Умение быстро бегать спасло несравнимо больше жизней, чем умение боксировать.
№31 vk_94071956 9 июня 2015 23:57
+9
в 80х ученые США доказали что двигатели типа РД180 создать невозможно
№32 mab3162 10 июня 2015 00:34
+7
Зато британские ученые регулярно становятся призерами Игнобелевской премии, на гранты от частных пожертвований изучают что-то вроде "Изменение гендерных предпочтений летучих мышей в зависимости от коэффициента поглощения ультразвука лондонским туманом" или "способы повышения продуктивности сладких выделений тлей, применяемые муравьями вида formica poliktena вблизи от линий электропередач в зависимости от протекающего тока и высоты расположения проводов". Американские ученые тоже горазды осваивать бюджет и виртуозно обосновывать необходимость увеличения ассигнований.
№33 defender_III 10 июня 2015 00:11
+7
Меня всегда возмущал тот факт, что когда госкорпорациям или головным НИИ, КБ давали кучу бабла основные куски бюджета уходили на себя, любимых, а всё остальное -на разработку "новизны"...А когда денег не хвататло, эти деятели -рукамиводители разводили руками и говорили, что больше денег нет...
Неужели нельзя в России восстановить порядок формирования ШТАТНОГО РАСПИСАНИЯ и предусмотреть "вилки", и руководителей привязать зарплатой только от результатов внедрения проектов и их экономической эффективности. Теперешние рукамиводители предпочитают без всяких заслуг сначала начислять себе, любимым, бабло, а всё остальное (мизер) пытаются пустить в разработки...Отсюда и результат
№34 Птибурдуков 10 июня 2015 00:12
+9
Америкосы никогда и не смогут сделать такой двигатель. Они мыслят и работают по стандартам, как роботы. У них и ракеты немцы сделали и вертолёты русский конструктор создал
----------
Лучше говорить истину, которая причиняет боль и затем исцеляет. Чем говорить ложь, которая успокаивает, а затем убивает.
№35 абырвалг 10 июня 2015 00:32
+1
Собрали двигатель по чертежам, глядят, паровоз получился.
№36 i_o_v_i_s_s 10 июня 2015 11:34
+1
Они не прочитали приписку внизу мелким шрифтом: "Перед сборкой детали обработать напильником."
№37 Sin Drom 10 июня 2015 00:38
0
Был проект аппарата, который летает за счёт кулоновских сил. Его размер должен быть не менее километра в диаметре (лучше 3). Его заряжают (например Ван де Граафом) и он должен отскочить от Земли до высоты уравновешивания сил гравитации и кулоновских. Не сделали, дорого наверно.
№38 mab3162 10 июня 2015 00:53
+4
Через атмосферу он будет разряжаться (всегда есть в воздухе сколько-то ионов), и его надо постоянно подзаряжать относительно Земли, а это невозможно без проводящего электричество кабеля от аппарата на зарядное устройство, от которого другой полюс идет в землю. Такой кабель будет очень тяжелый, так как ему еще нужен силовой трос, чтобы не порвался при попытке аппарата сдвинуться в сторону, противоположную ветру (на высоте ветер всегда).
Сначала аппарат должен быть близко от земли, а при достижении большой разности потенциалов произойдет пробой воздушной прослойки между поверхностью аппарата и землей.
Положение отталкивания, создающее подъемную силу, неустойчиво и аппарат все время будет стараться сдвинуться в сторону от площадки, над которой висит и которая заряжена одноименным с ним зарядом, поскольку остальная земля будет иметь заряд противоположного знака и туда будет притяжение.
Вывод - утопия, только для распила бабла на иссследования, а рабочей и экономически выгодной практической реализации быть не может.
№39 Человек с мозгами 10 июня 2015 09:42
0
Не правда ваша, любая научная разработка даже с виду совершенно утопической идеи ведёт к научным открытиям. Вот вы почитали законы физики, посчитали вес кабеля, учли ветер и прочая и прочая и лапки кверху-невозможно и всё. Да невозможно сейчас. А если поискать решения как проводить подзарядку без кабеля, как обеспечить устойчивость неустойчивого ну и так далее.... Так что всё возможно в этом лучшем из миров!
№40 Brewney 10 июня 2015 00:52
+15
Снимаю шляпу. Последний из могикан.
Много лет собирал информацию об РД-170, а тут в одном интервью столько.

... для чего был разработан турбонасос мощностью 180 тысяч киловатт, в два с лишним раза превосходящий, например, мощность реактора атомного ледокола «Арктика


180 мегаватт - это только насос внутри двигателя...
Ээээ... мощность насоса - в одну пятую часть мощности атомного реактора ВВР 1000, только утрамбованную в доли кубометра объёма. По сути - это еще один реактивный двигатель внутри реактивного двигателя, качающий топливо к камере сгорания. Именно эту технологию амеры не в состоянии воспроизвеси хотя и пытаются давно и безуспешно. Подогнать 2.5 тонны топлива в секунду с давлением 300 атомсфер к камере в очень ограниченном по объему пространстве. И это - один только насос этого двигателя!

Безмерное восхищение!
Кто помнит о чем уравнения Навье-Стокса, поймет о чём речь.
№41 Андрей_Петров 10 июня 2015 07:13
+2
Читал эту статью 3 года назад.
https://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=34bcc4e1-1c2e-4b72-aaac-e8f50f55bd96
№42 vlad07 10 июня 2015 07:55
-4
Каторгину 80 лет...это уже паразит на теле науки и технологий питающийся умами и мозгами молодых гениев ВЫДАВАЯ ИХ РЕШЕНИЯ И ИДЕИ ЗА СВОИ ДОСТИЖЕНИЯ. ВЕЗДЕ ТОЛЬКО Я! Я! Я! ИНТЕРЕСНО ПОДЕЛИЛСЯ ЛИ ОН ПРЕМИАЛЬНЫМИ С МЛАДШИМИ НАУЧНЫМИ СОТРУДНИКАМИ...КОТОРЫЕ ПАХАЛИ НА НЕГО....ДУМАЮ ЧТО НЕТ НА 100%.
И ТАКИХ ПЕРДУНОВ С ЗАОБЛАЧНЫМ Я Я Я..! У НАС ВСЯ АКАДЕМИЯ НАУК...ИДИОТИЗЬМ...ПАТРИАРХАТ НАУКИ,, ДЕДУШКАКРАТИЯ...САМИ СЕБЯ НАЗНАЧАЮТ ЗАКРЫТЫМ ГОЛОСОВАНИЕМ ,,, ЭТО ТЕБЕ, ЭТО МНЕ, ЭТО ОПЯТЬ МНЕ...ТОРМОЗА РОССИЙСКОЙ НАУКИ БОЛОТО ЖИВУЩЕЕ ЗА СЧЕТ ПРЕДЫДУЩИХ ДОСТИЖЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ.
№43 Юрий Г. 10 июня 2015 09:21
+4
Чем капсой тут пИсать шёл бы ты в науку, Влад, да сделал бы больше него. А потом имел бы моральное право что-то вякать.
№44 Svarog57 10 июня 2015 10:32
0
Как это не грустно, идеальных структур не бывает. В науке почти везде и всегда было так, выдающиеся ученые живут долго и долго сохраняют формальную активность, хотя продуктивность их ощутимо падает после 50, при этом критическим отношением к себе они не отличаются. Работать до 93 лет, как М.Т.Грехова для них это норма, хотя последние 20 лет сложно назвать такую работу работой.

Только вот разрушить такую структуру намного проще, чем создать другую, более эффективную. Если только как в Ватикане ввести норму "неучастия в выборах папы кардиналов старше 82 лет", но Ватикан шел к этому 2000 лет.
№45 Белый Кит 10 июня 2015 12:39
0
Цитата: Svarog57
Только вот разрушить такую структуру намного проще, чем создать другую, более эффективную. Если только как в Ватикане ввести норму "неучастия в выборах папы кардиналов старше 82 лет", но Ватикан шел к этому 2000 лет.

У охотников есть решение для разрушения подобной структуры. Охотникам рекомендуется в первую очередь отстреливать старых матёрых кабанов. Такой кабан обычно полон сил, физически сильнее молодых, и отгоняет их от похотливых свинок, не даёт им спариваться. При этом сам уже спариваться в достаточном количестве не может. Получается, сам не гам, и другому не дам. Отсюда проистекает такая рекомендация для охотников.
№46 al.dubrowsky 14 июня 2015 08:30
0
Цитата: vlad07
У НАС ВСЯ АКАДЕМИЯ НАУК...ИДИОТИЗЬМ...П

Правописание постарайся освоить, прежде чем за знатока академии наук себя выдавать. И шифт приотпусти.
----------
Спокойно, Маша
№47 AntuanuS 10 июня 2015 08:08
+2
"...при правильной постановке вопроса мы способны на многое...."


Нечего добавить.

Виват ЧЕЛОВЕЧИЩЕ!
№48 AntuanuS 10 июня 2015 08:09
0
Цитата: абырвалг
Собрали двигатель по чертежам, глядят, паровоз получился.


Могу предложить набор напильников и надфилей по сходной цене. АКЦИЯ:"такаято мать" в подарок!
№49 engenius 10 июня 2015 09:28
-2
Типичная великопидарская статья - двигатели как правило конструируют и прорабатывают далеко не генконструктора, как и не делают рассчеты. Зато выпячивают грудак и гордо заявляют - я создал, а на коллектив сотрудников просто наплевал. Типичный топ "манагер" советского разлива, остальные г-но.
№50 Корнев 10 июня 2015 09:45
-1
Ладно до лететь до луны, а вот вернуться уже сложно, технологически.
№51 Gw0zd 10 июня 2015 10:03
+3
===Наши Кулибины -единственные!Каторгин гениальный конструктор,но совсем необязательно что он же столь успешный манагер,так что будьте милосердны.Фирма жива,Ангары и Атласы летают попрошу не материть зазря нашу действительность.