Обсуждаемое
Опрос
Популярное
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Рейтинг
Видео

МиГ против «Фантома»

МиГ против «Фантома»

Во время войны во Вьетнаме наши истребители были вдвое результативнее американских.

4 апреля 1965 года вьетнамские летчики на советских истребителях МиГ-17 сбили два американских истребителя-бомбардировщика F-105. Так был открыт счет боевых побед. Впоследствии в небе сражались уже следующие поколения истребителей. Советские машины в воздушном бою оказались в два раза эффективнее американских.

Разные весовые категории

США подготавливались к нанесению авиационных ударов по Северному Вьетнаму основательно. Для успешного проведения воздушных операций в Таиланде и Южном Вьетнаме были либо модернизированы, либо заново созданы десятки авиационных баз. На них начали аккумулироваться мощные ударные силы. К началу 1965 года на этих базах было размещено около 350 ударных самолетов и истребителей. Преобладали истребители-бомбардировщики F-105, Thunderchief и F-100 Super Sabre. Было также несколько новейших «Фантомов» - F-4C Phantom II. Для отражения атак на базы применялись перехватчики F-102 Delta Dagger.

В Тонкинском заливе были сформированы две мощные авианосные группировки: Yankee Station (более 200 палубных штурмовиков и истребителей) у берегов ДРВ и Dixy Station - у берегов Южного Вьетнама. Авиация флота в основном располагала истребителями F-4B Phantom II, F-8 Crusaider, штурмовиками А-4 Skyhawk, A-1 Skyraider.

Впоследствии ударная мощность была усилена за счет стратегических бомбардировщиков В-52. В результате американцы обрушили на Вьетнам, как Северный, так и Южный, 6,8 млн. тонн бомб, что почти в три раза больше, чем при бомбардировках Германии во время Второй мировой войны.

Соотношение сил для Северного Вьетнама вначале было абсолютно катастрофическим. Армия Вьетконга располагала лишь 60-ю самолетами, в основном аналогами советских самолетов китайского производства – околозвуковыми истребителями МиГ-17 и бомбардировщиками Ил-28. Ситуацию усугубляла и недостаточная подготовка вьетнамских пилотов, которые приобретали опыт по мере ведения боевых действий. Также негативно влияли на боеготовность и физические особенности пилотов, которые не лучшим образом выдерживали перегрузки.

Однако впоследствии ситуация начала выравниваться за счет значительных поставок во Вьетнам советской военной техники. И прежде всего новых сверхзвуковых истребителей МиГ-21, которые даже при не самом виртуозном пилотировании «поставили на место» «Фантомы», на которых американцы возлагали огромные надежды.

МиГ против «Фантома»

На снимке: F-4 Phantom II/ Фото: ZUMAPRESS.com/Global Look Press


Перемена тактики

Налеты на Северный Вьетнам начались в феврале 1965 года. Американцы ввиду явного превосходства действовали довольно примитивно. F-105 в количестве до 80 бомбардировщиков в одном налете появлялись в районе бомбометания на высотах 2500-4000 метров и без особого прицеливания сбрасывали боезапас на сверхзвуковой скорости. Зенитная артиллерия вреда им не причиняла, а ЗРК-75 у вьетнамцев пока не было. МиГ-17 использовали при этом тактику, предопределенную их меньшей скоростью и небольшой численности. Истребители барражировали на небольшой высоте, что делало их малозаметными, и дожидались подлета ударной группы. А затем, воспользовавшись неповоротливостью бомбардировщиков, атаковали неприятеля. Именно так 4 апреля 1965 года действовала четверка МиГ-17 против восьми F-105D неподалеку от Тхаиь Хоа. При этом капитан Трап Хань и его ведомый сбили два F-105D. Это были первые из 250 американских самолетов, уничтоженных в воздухе северовьетнамскими ВВС.

Такая тактика с обеих сторон использовалась до августа, когда Северный Вьетнам «затоварился» грозными ЗРК С-75. А до этого момента вьетнамцы потеряли 4 МиГ-17. И все они были сбиты более совершенными «Фантомами». Но при этом для американцев получился отрицательный баланс – они потеряли 5 F-105D, два палубных штурмовика А-4 и один хваленый F-4.

Новая американская тактика представляла собой полеты на низких высотах, что делало самолеты недоступными для огня ЗРК. Однако и здесь они столкнулись с крайне неприятными для себя зенитно-артиллерийскими комплексами С-60, которые имели радиолокационное управление огнем. В связи с чем авиация США начала в значительной мере отвлекаться от бомбовых ударов на охоту на ЗРК, ЗАК и радары. И в этих столкновениях несла значительные потери. Но уже не от МиГ-17, которым было трудно справляться с низколетящими сверхзвуковыми самолетами, не отягощенными большой ракетно-бомбовой нагрузкой.

Американская фантомная боль

Перелом в воздушной войне Вьетнама наступил, когда Советский Союз начал в 1966 году поставлять Вьетконгу новейшие сверхзвуковые истребители МиГ-21. Для командования воздушными силами США это был шок. Вскоре после столкновения с «неуязвимыми советскими истребителями» американских пилотов, чей налет был меньше 2000 часов, начали отправлять на родину для повышения квалификации.

При этом истребительная группировка США была усилена за счет массированной переброски истребителей F-104 Starfighter. Но и они были не в состоянии противостоять новой советской технике. Поэтому F-104 использовались не для воздушных боев, а для нанесения ударов по наземным целям. Причем только на территории Южного Вьетнама, где к тому времени партизанское движение приняло угрожающие масштабы.

Надежда возлагалась на «Фантомы». Но и они проигрывали МиГ-21 по маневренности, особенно при ближних столкновениях. При этом советские истребители постоянно совершенствовались. Если вначале у них отсутствовало пушечное вооружение, то вскоре пушки были установлены на подвесках, в связи с чем МиГ-21, отстрелявшись ракетами, продолжал добивать противника пулеметным и пушечным огнем.

В 1967 году в воздушной войне наступил окончательный перелом. Американские ВВС начали нести ощутимые потери по всем типам самолетов: бомбардировщикам, штурмовикам, истребителям. Соотношение потерь и побед стало абсолютно неприличным: в воздушных боях 1967 года северо-вьетнамские воздушные силы сбили вдвое больше самолетов, чем потерями.

Катастрофическое для американцев положение проистекало прежде всего от того, что «Фантомы», которые должны были обеспечивать безопасное бомбометание для истребителей-бомбардировщиков и стратегических бомбардировщиков, были не в состоянии противостоять советским МиГ-21. Разницу в классе самолетов не могли даже компенсировать ограниченные возможности вьетнамских пилотов. МиГи, имея существенно меньший радиус разворота, неизменно занимали более выгодное положение для атаки, чем тяжелые F-4. Ситуация для американских пилотов осложнялась еще и тем, что «Фантомы», сопровождая бомбардировщики, не могли покидать группу для продолжительного боя с вьетнамскими истребителями.

В 1968 году активные боевые действия были прекращены, начались мирные переговоры, которые в 1972 году завершились капитуляцией Южного Вьетнама. Это спасло американский воздушный флот от сокрушительного поражения. На момент затишья поражение было хоть и крупным, но не сокрушительным. За три с половиной года в небе Вьетнама было проведено 268 воздушных боев, в ходе которых было сбито 244 американских и 85 вьетнамских самолетов.

В 1972 году американская авиация опять оживилась. Но это были уже не наступательные операции, а поддержка с воздуха вывода из страны американских войск.

Противостояние МиГов и «Фантомов» завершилось поражением американского самолета. F-4 за весь военный период сбили 54 МиГ-21. МиГ-21 уничтожили 103 «Фантома». Учитывая, что экипаж F-4 состоял из двух пилотов, человеческие потери были еще больше.

Анализируя результаты Вьетнамской войны в небе, необходимо признать, что дело тут не только в «слабости» «Фантома». Это был прекрасный самолет, но рассчитанный на решение совсем других задач. Он создавался как тяжелый перехватчик, предназначенный для обороны ударных авианосцев от налета сверхзвуковых истребителей-бомбардировщиков. Борьбы за завоевание господства в воздухе была не его профилем. Слабость ВВС США того времени состояла в том, что они не имели эффективных истребителей, аналогичных маневренному МиГ-21. То есть истребители F-102, F-104, F-105 и F-5 уступали в воздушном бою нашему МиГ-21 еще больше, чем «Фантом».

Американцы извлекли урок из Вьетнамской войны. В истребителях следующего поколения F-15 и F-16 большое внимание было уделено повышенной маневренности машин.

П.С.
Снимок в открытие статьи: истребитель советского производства МиГ-21 в воздухе/ Фото: А. Соломонов/ РИА Новости
Постоянный адрес публикации на нашем сайте:
QR-код адреса страницы:
(Наведите смартфон, сосканируйте код, читайте сайт на смартфоне)
25 мнений. Оставьте своё
№1 vikont 7 апреля 2015 17:41
+7
Это вам не "Шевролеты" делать!
№2 Нюша 7 апреля 2015 17:41
+20
Теперь понятно,почему у Маккейна,Обамы русско-вьетнамская грусть!Особенно по поводу дозаправки наших самолетов во Вьетнаме.
№3 Porzelan 7 апреля 2015 17:45
+10
Навеяло... Спасибо автору.
https://www.youtube.com/watch?v=9XewOH8co2o
----------
Поставивший в репутацию минус, должен помнить, что он как бумеранг - обязательно вернётся...
№4 slyder 7 апреля 2015 17:46
+17
Я бегу по выжженной земле,
Гермошлем захлопнув на ходу.
Мой Фантом с стрелою белой,
Hа распластанном крыле
С ревом набирает высоту.
Мой Фантом с стрелою белой,
Hа распластанном крыле
С ревом набирает высоту.

Вижy голубеющyю даль,
Нарушать такyю просто жаль.
Жаль, что ты ее не видишь,
Путь наш труден и далек,
Мой Фантом несется на Восток.

Делаю я левый поворот,
Я теперь палач, а не пилот.
Нагибаюсь над прицелом,
И ракеты мчатся к цели,
Впереди еще один заход.

Вижy в небе белyю чертy,
Мой Фантом теряет высотy.
Катапульта - вот спасенье,
И на стропаx натяжение.
Сердце в пятки, в штопор я иду.

Только приземлился, в тот же миг,
Из кyстов раздался дикий крик.
Желтолицые вьетнамцы
Верещат в кyстаx, как зайцы,
Я yпал на землю и затих.

Вновь иду по проклятой земле,
Гермошлема нет на голове.
Сзади дyлом автоматов
В спинy тычyт мне солдаты,
Жизнь моя висит на волоске.

Кто же тот пилот, что меня сбил,
Одного вьетнамца я спросил.
Отвечал мне тот раскосый,
Что командовал допросом:
Cбил тебя наш летчик ЛиСиЦин
(т.е. Вячеслав Лисицын - на самом деле воевавший в воздухе Вьетнама)

Это вы, вьетнамцы, врёте зря
В шлемофоне четко слышал я:
"Коля, жми, а я накрою!"
"Ваня, бей, а я прикрою!"
Русский ас Иван подбил меня

Где-то там вдали родной Техас
Дома ждут меня отец и мать
Мой "фантом" взорвался быстро
в небе голубом и чистом
Мне теперь вас больше не видать

biggrin
----------
Когда будет срублено последнее дерево, когда будет отравлена последняя река, когда будет поймана последняя птица, — только тогда вы поймете, что деньги нельзя есть.
№5 doha1986 7 апреля 2015 18:21
+1
Годится Дядя , а вот есть ещё пестня - Грачи прилетели , там тоже народный эпос - ё-моё !!! Зазырь в ю-тюбе https://www.youtube.com/watch?v=fOaTEDYJmi0
№6 TAPAKAH 7 апреля 2015 18:48
+7
Мы в детстве под гитару во дворе глотку драли. Давно это было. В те же времена анекдот в тему:

Вечерняя проверка во вьетнамской ВВС.
-- Донг Ван Сон!
-- Я!
-- Сун Лен Донг!
-- Я!
-- Лиз Иц Ин!
Тишина.
-- Лиз Иц Ин!
Ташина.
-- Лисицин ... твою мать!
-- Ну я.
-- Привыкать надо товарищ Лисицин.
----------
Мало родиться русским; русским еще надо стать.
-----------------------
Карфаген (США) должен быть разрушен.
№7 vlasov1962 8 апреля 2015 03:51
0
Впереди еще один заход.

Вижy в небе белyю чертy,

Источник: https://politikus.ru/articles/47304-mig-protiv-fantoma.html
Politikus.ru
Между этими строками:
Вижу под собой вьетнамский дом
Бросил я в атаку свой "фантом"
Застреляли пулеметы, дернул ручку поворота
Чувствую опять не повезло

(Так пел ее в молодости feel )
№8 Venya 7 апреля 2015 17:45
+8
Наша ласточка гораздо красивее "фантомаса" :)
№9 Миртрудмай 7 апреля 2015 17:57
+1
баян
№10 victorgdov 7 апреля 2015 18:01
+7
кровью умылись пиндосы во Вьетнаме
так им и надо
№11 kemerunec 7 апреля 2015 18:01
+15
1953 год-Корея.Первое столкновение СССР-США.Счет далеко не в пользу США.Сейбров приземлили в 3,5 раза больше СССР-США. СЧЕТ: 1097 – 319. Позже американцы признали, что потеряли более 2.000 самолетов, однако 55% из них они списали на небоевые потери. Если, к примеру, сбитый в бою самолет падал в море – это «небоевая» потеря. Если у изрешеченного снарядами В-29 за 5 км до полосы отваливалось крыло, это также «небоевая» потеря, еще более «очевидная небоевая» – если самолет пропадал без вести.
Вьетнам Там героические пиндосы в дерьмо окунулись по уши-Всего американцы потеряли во Вьетнаме 4.100 самолетов и 5.100 вертолетов (их данные), с августа 1964 по январь 1973 года, т.е. примерно по 3 ЛА в день! Примерно 3/4 этого числа - боевые потери, остальное - ЛП
Вот одно не пойму.Сколько раз еще надо треснутся об ..й чтобы понять что с русскими воевать у них не получается.Ну никак.Неужели пример Маккейна серьезно пострадавшего рассудком именно после Вьетнама им не о чем не говорит?
№12 Ветров 7 апреля 2015 18:07
+2
чем больше бьются, тем меньше мозга, больше смелости и пропадает инстинкт самосохранения...
№13 Шутник 7 апреля 2015 18:36
+1
Эти ссу..и пиндосы жить по другому не умеют, только обворовывая другие страны.
А воровать они много методов придумали.
№14 VVictor 7 апреля 2015 18:14
+4
Только на допросе я спросил:
"Кто тот летчик, что меня подбил?"
И ответил мне раскосый,
Что командовал допросом:
"Сбил тебя наш летчик Ли Си Цин."

В песне неточность: советские лётчики во Вьетнаме почти не летали, воевали вьетнамцы сами. В ростовском военном госпитале лежало довольно много отправленных на обучение пилотированию вьетнамцев. Они не были больны, они набирали вес.
Ли Си Цин - нормальное китайское имя, китайцы действительно летали.
№15 doha1986 7 апреля 2015 18:24
0
Святой пророк Илья моли Бога о всех русских авиаторах.
№16 Артем Артемов 7 апреля 2015 18:28
+3
Смотрел по Дискавери фильм на эту тему, америкоский конечно, там пол фильма смаковали как сбили один МиГ-21, и в итоге вырисовывалась картина, что почти каждый день америкосы пачками сбивали МиГи. Умеют пиндосы фильмы снимать, а по ним и сложилось мнение в мире, что лучше америкосов только пиндосы.
№17 Игорёха 7 апреля 2015 18:42
+10
.... Оберли так отзывался о 21-м: "МиГ-21 - суперсамолет. Смотрится отлично и летает великолепно. Даже при перегрузке 7g ты чувствуешь себя комфортно. Посадка на нем мало отличается от посадки на F-5, что упрощает переучивание. Он быстрее, чем МиГ-17Ф, а обзор из кабины ничуть не хуже".

Все американцы, летавшие на 21-х, отмечали высокую угловую скорость крена и великолепную горизонтальную маневренность, в которой с МиГом вплоть до появления F-16 не мог сравниться ни один истребитель США, включая F-5. Летчики выполняли виражи на скоростях порядка 160 км/ч, при этом ни разу не отмечалось случаев помпажа двигателя и сваливания. С другой стороны, американцы считали пилотирование F-5E более комфортным за счет меньшей длинны ручки управлении, но это - скорее дело привычки.

По мнению летчиков 4477-й, хороший летчик на МиГ-21 всегда "сделает" F-4. При атаке "Фантома" летчик МиГа обычно переводил свой истребитель в набор высоты и закладывал правый вираж с большой перегрузкой, после чего оказывался на хвосте у F-4. В боях с F-5E из "Агрессоров" счет был примерно равным, с небольшим перевесом в пользу F-5E, но тут необходимо отметить, что какими бы "мастерами" пилоты 4477-й не являлись, но их налет на МиГах был меньше налета летчика б/к (без класса) ВВС СССР.

Роберт Шеффилд ("бандит 16") вообще считал, что на виражах с МиГ-21 способен тягаться только F-16 за счет большей располагаемой перегрузки в 9g (у МиГ-21, по данным американцев, 7.33g).

Как выяснилось, в бою с F-15 МиГ-21 имел определенные шансы на победу. Бой двух МиГ-21 против пары F-15 проходил примерно так: "Мы знали тактику F-15. Мы знали, что захват они выполняют на дистанции в 15 миль. Обычно мы шли в очень плотном порядке и в момент, когда F-15 должны захватывать цель, резко выполняли маневр расхождения в разные стороны, срывая захват".

На бои пара на пару накладывались довольно жесткие ограничения по высоте и скорости. Бои один на один велись в диапазоне скоростей от 0 до 1500 км/ч и высот от нескольких метров до 15000 м. В подобных исследовательских, а не показательных для строевых летчиков, боях "красные орлы" нередко брали верх над F-15 за счет резкого торможения на вираже, после чего не способный повторить такой маневр атакующий "Игл" проскакивал вперед, подставляя хвост под ракеты и пушки МиГа: "На скорости порядка 900 км/ч меньше чем за половину виража я терял 180 км/ч - ни один истребитель в мире, кроме МиГ-21, не способен сделать подобного".

Как ни странно, достоинством 21-го 8 маневренном бою с F-15 стало отсутствие мощной РЛС Примитивный по западным меркам прицел МиГа весил в разы меньше РЛС F-15, поэтому МиГ гораздо охотнее "Игла" задирал нос: "Включаю форсаж, выпускаю закрылки и ставлю самолет "на хвост". Скорость падает до 170 км/ч. Затем опускаю нос и ухожу на солнце. Вираж, и я захожу в хвост противнику. Мы рассказывали летчикам F-15 о таком маневре на предполетной подготовке. Они никогда не верили в возможность его осуществления. Зря не верили".

На F-14 с МиГ-21 в маневренном бою могли тягаться только очень опытные летчики. Ахилессовой пятой "Томкэта" на протяжении всей его карьеры оставалась низкая тяговооруженность, а на виражах преимущества перед МиГом он не имел, даже располагая крылом изменяемой стреловидности. Огромный в сравнении с 21-м "Томкэт" достаточно легко обнаруживался визуально, в то время как разглядеть маленький камуфлированный "ястребок" на фоне пустыни было той еще задачей. Джемс Робб после службы в 4477-й принял вооруженную "Томкэтами" эскадрилью VF-51. По его мнению, МиГ-21 следовало бить ракетами и ни в коем случае не ввязываться в маневренный бой.

______________

Источник
----------
Ушёл с Политикуса в реальную жизнь.
№18 Moloms 7 апреля 2015 18:44
+2
Так вот почему пиндосы нас не любят! :- )))
№19 zhse 7 апреля 2015 18:52
+1
Может, не совсем в тему, но тоже об авиации
https://www.youtube.com/watch?v=fOaTEDYJmi0
№20 mab3162 7 апреля 2015 18:56
+3
Англосаксы нас всегда не любили. И всегда действовали подлыми методами - подкупом нечистых на руку должностных лиц, стравливанием других стран с Россией и т.п. И весьма долгое время пытались прививать популярность гомосексуализма среди нашей дворянской элиты. В частности, один из самых активных участников заговора против Распутина Юсупов, в доме которого собирались заговорщики, до этого выступал в парижскиъх варьете в женском платье и имел весьма внушительный успех, хотя парижане не догадывались о маскараде и всерьёз принимали его за женщину - цыганку. А приохотил его к экзотическим забавам британский резидент и полномочный представитель Великобритании в РИ по совместительству.
№21 sasha61 7 апреля 2015 19:19
+4
Теперь понятно, почему Маккейн так нас не навидит. Это русский ас свалил его с небес. А до того как катапультироваться он так в кабине вертелся, что его родовые часы влезли ему в очко и там застряли до конца плена. Вот и бесится до сих пор, не может простить такого унижения. Но! МАККЕЙНЫ ПИНДОСОВСКИЕ!Запомните-наши летчики в ПОЛНОЙ БОЕВОЙ ГОТОВНОСТИ! Валить будут еще на подлете!
№22 injenegr 7 апреля 2015 19:31
+1
Зачем было писать "вот это"?
Тема воздушной войны над Вьетнамом в общем и роль в ней МиГ-21 в частности - это такая небольшая книжечка страниц на 300.
А тут - "галопом по Европам", вывалено некоторое количество информации, да и той половина неверная. Кстати о сбитых, ну неужели лень было хотя бы в вики залезть?
103 (F-4) сбили вьетнамские МиГ-21, 14 МиГ-17, 3 МиГ-19 и ещё 2 сбили китайские МиГ-19

Кому интересно, есть более подробная информация, хотя тоже очень кратенько
https://www.airwar.ru/history/locwar/vietnam/mig21/mig21.html
И уж совсем другая картинка имела место быть в израильско-египетском противостоянии. Но это уже другая история.
Итого: Владимир Тучков https://svpressa.ru/war21/article/117709/ получает за статью заслуженный "неуд" и не переводится в следующий класс до освоения хотя бы азов журналистского искусства.
№23 Правдоруб 7 апреля 2015 19:36
+1
Есть только МиГ, За него и держись.
Есть только МиГ Между прошлым и будущим,
Именно он называется жизнь.

Слов из песни не выкинешь
№24 patriot_1971 7 апреля 2015 20:04
0
Цитата: kemerunec
1953 год-Корея.Первое столкновение СССР-США.Счет далеко не в пользу США.Сейбров приземлили в 3,5 раза больше СССР-США. СЧЕТ: 1097 – 319. Позже американцы признали, что потеряли более 2.000 самолетов, однако 55% из них они списали на небоевые потери. Если, к примеру, сбитый в бою самолет падал в море – это «небоевая» потеря. Если у изрешеченного снарядами В-29 за 5 км до полосы отваливалось крыло, это также «небоевая» потеря, еще более «очевидная небоевая» – если самолет пропадал без вести.
Вьетнам Там героические пиндосы в дерьмо окунулись по уши-Всего американцы потеряли во Вьетнаме 4.100 самолетов и 5.100 вертолетов (их данные), с августа 1964 по январь 1973 года, т.е. примерно по 3 ЛА в день! Примерно 3/4 этого числа - боевые потери, остальное - ЛП
Вот одно не пойму.Сколько раз еще надо треснутся об ..й чтобы понять что с русскими воевать у них не получается.Ну никак.Неужели пример Маккейна серьезно пострадавшего рассудком именно после Вьетнама им не о чем не говорит?

А это у них западная народная забава: раз в 100 лет собираться вместе, получать люлей от русских и успокаиваться на следующие сто лет.
№25 Сергей.Щ 7 апреля 2015 20:29
+1
А теперь роль лёгких дешёвых самолётов, думаю, недооценена. Все устремились "изобретать" сложнейшие, жутко дорогие самолёты, а вот про самолёты-солдаты подзабыли. А зря!