Обсуждаемое
Опрос
Популярное
Свиней корёжит просм. 17655 Свиней корёжит
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
Рейтинг
Видео

Как создавались и испытывались подземные лодки

Как создавались и испытывались подземные лодки

Накануне Второй мировой СССР и Германия активно разрабатывали новое оружие - боевые субтеррины (подземные лодки), предназначенные для нанесения ударов по стратегически важным объектам противника буквально из-под земли. Идеи подземной войны не были забыты и после победы над Германией, но до сих пор разработки в этой сфере находятся под завесой секретности.

Капсула Требелева

Еще в 1904 году русский изобретатель Петр Рассказов опубликовал в английском журнале материал о самоходной капсуле, которая может двигаться под землей. Причем, впоследствии его чертежи всплыли в Германии. А первый подземный самоходный аппарат в 30-х годах прошлого века создал советский инженер и конструктор А. Требелев, которому помогали А. Кирилов и А. Баскин.

Любопытно, что принцип работы этой подземной лодки во многом был скопирован с действий роющего норы крота. Прежде чем приступить к проектированию субтеррины, конструкторы при помощи рентгена тщательно изучили биомеханику движений животного, помещенного в ящик с землей. Особое внимание уделялось работе головы и лап крота. А уже на основе полученных результатов был сконструирован его механический "двойник".

Капсулообразная субтеррина Требелева двигалась под землей за счет бура, шнека и четырех кормовых домкратов, которые толкали ее, подобно задним лапам крота. Машиной можно было управлять как изнутри, так и снаружи - с поверхности земли, при помощи кабеля. По тому же кабелю подземная лодка получала и электропитание. Средняя скорость движения субтеррины составляла 10 метров в секунду. Но из-за ряда недоработок и частых отказов аппарата проект был закрыт.

По одной из версий ненадежность субтеррины была выявлена уже во время первых испытаний. По другой - перед самой войной ее все же пытались доработать по инициативе будущего наркома вооружений СССР Д. Устинова. Согласно второй версии, в начале 1940-го года конструктор П. Страхов по личному заданию Устинова усовершенствовал субтеррину Требелева. Причем этот проект изначально создавался исключительно для военных целей, и новая подземная лодка должна была действовать без связи с поверхностью. За полтора года был создан опытный экземпляр.
Предполагалось, что он сможет проработать в автономном режиме под землей несколько дней. На этот срок субтеррина снабжалась топливом, а экипаж, состоявший из одного человека - кислородом, водой и пищей. Однако закончить работу над проектом помешала война. Судьба опытного экземпляра подземной лодки Страхова неизвестна.

Субтеррины Рейха

Интерес к подземным лодкам проявлял не только Советский Союз. Перед войной субтеррины разрабатывали и германские конструкторы. В 1930-е годы инженер фон Верн (по другим источникам - фон Вернер) оформил патент на подводно-подземную "амфибию" которая так и называлась - Subterrine. Аппарат имел возможность двигаться как в водной стихии, так и под поверхностью земли, причем, согласно расчетам фон Верна, в последнем случае субтеррина могла развивать скорость до 7 км/ч. При этом Subterrine была рассчитана на транспортировку экипажа и десанта в составе пяти человек и 300 килограммов взрывчатки.

В 1940 году Германия всерьез рассматривала проект фон Верна для использования в военных действиях против Великобритании. В планах разработанной Гитлером операции "Морской лев", предусматривавшей высадку на Британские острова немецкого десанта, нашлось место и подводно-подземным лодкам фон Верна. Его амфибии должны были незаметно подплыть к британским берегам и продолжить движение по английской территории под землей, чтобы затем нанести внезапный удар по обороне британцев в самом неожиданном для противника районе.

По некоторым данным, кстати, к работе над проектом фон Верна приложил руку некто Р. Требелецкий. Причем есть неподтвержденная версия, что на самом деле это был тот самый Требелев, который разработал первую подземную лодку в СССР и либо побывал в Германии и встретился с фон Верном, либо при помощи абвера сбежал из Советского Союза.

Проект Subterrine погубила самонадеянность Г. Геринга, руководившего люфтваффе и рассчитывавшего победить англичан в воздушной войне без помощи из-под земли. В итоге подземная лодка фон Верна так и осталась нереализованной идеей, как и фантазии его знаменитого однофамильца Жюля Верна, задолго до появления подземных лодок написавшего фантастический роман "Путешествие к центру Земли".

Другой еще более грандиозный проект германского конструктора по фамилии Риттер был назван с изрядной долей пафоса Midgard Schlange ("Змей Мидгарда") - в честь мифической рептилии - мирового змея, опоясывающего всю обитаемую землю. Эта машина должна была передвигаться над и под землей, а также по воде и под водой на глубине до ста метров. При этом предполагалось, что "Змей" будет двигаться под землей со скоростью от 2 км/ч (в твердом грунте) до 10 км/ч (в мягком грунте), 3 км/ч - под водой и 30 км/ч - по поверхности земли.

Но больше всего поражают колоссальные размеры этой гигантской машины. Midgard Schlange задумывался, как подземный поезд, состоящий из множества вагонов-отсеков на гусеничном ходу. Каждый - по шесть метров в длину. Общая длинна соединенных воедино "змеиных" фаланг-вагонов составляла от 400 метров. В самой длинной комплектации - более 500 метров. Путь "Змею" в грунте пробивали четыре полутораметровых бура. Кроме того, в машине имелись три дополнительных буровых комплекта, а ее вес составлял 60 000 тонн. Чтобы управлять такой махиной требовалось 12 пар рулей и 30 человек экипажа. Впечатляло и вооружение гигантской субтеррины: две тысячи 250-килограмовых и 10-килограмовых мин, 12 спаренных пулеметов и шестиметровые подземные торпеды.

Изначально планировалось использовать "Змея Мидгарда" для уничтожения фортификаций и стратегических объектов на территории Франции и Бельгии, а также для подрывав британских портов. Но в итоге подземный колосс Рейха так и не принял участие ни в одной из боевых операций. Точных данных о том, был ли изготовлен хотя бы опытный экземпляр "Змея" или эта идея, как и Subterrine, осталась лишь в бумажном воплощении, нет. Но известно, что наступающие советские войска обнаружили под Кенигсбергом таинственные штольни, а рядом - уничтоженную машину непонятного предназначения. Кроме того, в руки разведчикам попала техническая документация, описывающая немецкие подземные лодки.

"Боевой крот"

После войны проект субтеррины попытался реализовать руководитель СМЕРШа В. Абакумов, привлекший к работе с трофейными чертежами и материалами профессоров Г. Бабата и Г. Покровского. Но по-настоящему продвинуться в этой сфере удалось лишь в 60-х годах с приходом к власти Н. Хрущева. Новому лидеру СССР понравилась идея "достать империалистов из-под земли". Более того, он даже заявил об этих планах публично. И, судя по всему, для подобных заявлений к тому времени уже имелись веские основания.

В частности, известно, что на Украине был построен секретный завод по производству подземных лодок. А в 1964 году была выпущена первая советская субтеррина с ядерным реактором, получившая название "Боевой крот". Об этой разработке, правда, известно немного. Подземная лодка имела вытянутый титановый цилиндрический корпус с заостренным концом и мощным буром. По разным данным, размеры атомной субтеррины составляли от 3 до почти 4 метров в диаметре и от 25 до 35 метров в длину. Скорость движения под землей - от 7 км/ч до 15 км/ч.

В экипаж "Боевого крота" входили пять человек. Кроме того, машина могла перевозить до 15 десантников и около тонны груза - взрывчатки или вооружений. Такие боевые машины должны были уничтожать фортификационные сооружения, подземные бункеры, командные пункты и ракетные пусковые установки в шахтах. Кроме того, "Боевые кроты" готовились к выполнению особой миссии.

По замыслу военного командования СССР, в случае обострения отношений с США субтеррины можно было использовать для подземного удара по Америке. С помощью подводных лодок планировалось доставить "Боевых кротов" в прибрежные воды сейсмически нестабильной Калифорнии, затем пробуриться на территорию США и установить подземные ядерные заряды в тех районах, где находились американские стратегические объекты. В случае приведения атомных мин в действие, в регионе возникли бы мощнейшие землетрясения и цунами, которые можно было бы списать на обычный природный катаклизм.

По некоторым данным, испытания советской атомной субтеррины проводились в разных грунтах - в Подмосковье, Ростовской области и на Урале. Причем больше всего свидетелей поразили возможности подземной лодки, которые она продемонстрировала, в уральских горах. "Боевой крот" легко вгрызся в твердую скальную породу и уничтожил подземную цель. Однако на повторных испытаниях произошла трагедия: машина по неизвестной причине взорвалась в уральских недрах. Экипаж погиб. Вскоре после этого проект был закрыт.

Фото: Подземоход Требелева. wikipedia.org
Постоянный адрес публикации на нашем сайте:
QR-код адреса страницы:
(Наведите смартфон, сосканируйте код, читайте сайт на смартфоне)
23 мнения. Оставьте своё
№1 Вук 22 марта 2015 17:58
+3
роман Григория Адамова «Победители недр» рекомендую наивен, прост ,но интересен как раз на эту тему,попытка объяснить простому обывателю смысл идеи
№2 igocat 22 марта 2015 18:00
-1
Подземный флот, значит ещё один праздник рода войск.
№3 Garry-Mi 22 марта 2015 18:02
+3
Дамы и Господа!!! Впервые в сезоне 21 века - Дрожь Земли по Российски!!!
----------
Моё дело, сказать правду! А не заставлять в неё верить!
№4 Простовася 22 марта 2015 18:13
+7
"Средняя скорость движения субтеррины составляла 10 метров в секунду." - 10 м в секунду? Под землёй? Какая то лажа...
№5 tovarizhch-A 22 марта 2015 18:54
+2
10 м/с показывала на лёгких грунтах в Крыму, а когда перевезли в Свердловскую область, 3-4 м/с.
№6 Простовася 22 марта 2015 19:24
+3
В лом посчитать? Ещё раз - 36км/час? Под землёй? нафиг тогда ваще нужны танки, корабли, самолёты? Нырнул-вынырнул у рейхстага! Ни тени сомнения?
№7 tovarizhch-A 22 марта 2015 19:31
+1
В детстве я лазил по тоннелям, которые оставила эта машина. В Крыму их очень много. Есть видео на ютубе.
№8 Простовася 22 марта 2015 19:43
+1
Я допускаю что были исследования на эту тему. Я заостряю внимание на указанной скорости. До меня уже сказали, что 10м/час. Ну не 36 же км!
№9 tovarizhch-A 22 марта 2015 19:53
+2
Были не исследования, а полигонные испытания предсерийного образца. В Крыму все испытания прошли успешно, но начальство сказало, что там слишком мягкая земля и испытания перенесли в Свердловскую область. Там аппарат успешно выполнил "боевую" задачу: прошёл под землёй более 70 км и заминировал пусковую шахту баллистической ракеты условного противника. Причём не был обнаружен охраной шахты.
Через год при очередных испытаниях взорвался ядерный реактор аппарата и Хрущёв поставил крест на этом проекте.
А скорости именно такие показывал. Поищите в сети, там всё есть.
№10 Ter 22 марта 2015 19:12
0
Причем, в оригинале статьи написано четко "10 метров в час"!

К чему публикатор, barmaley, изменил текст, непонятно.

rtfm
№11 Владимирыч 22 марта 2015 20:39
0
36 км/ч под землёй - нереально, даже в мягких грунтах. У конкурентов даже расчётные скорости не выше 10 км/ч. Может быть, можно создать некий одноразовый снаряд для рекордного забега на 100 метров - но это же совершенно иная задача...
№12 gaze_aleks 22 марта 2015 18:22
+1
Научные теории полны ошибок, но их полезно совершать, потому что в конце концов они ведут к истине. rtfm
№13 Водавоз 22 марта 2015 18:36
+3
затем пробуриться на территорию США и установить подземные ядерные заряды в тех районах, где находились американские стратегические объекты. В случае приведения атомных мин в действие, в регионе возникли бы мощнейшие землетрясения и цунами, которые можно было бы списать на обычный природный катаклизм.

Пора ответить на санкции biggrin
№14 HOLLAND 22 марта 2015 18:44
+5
Больше смахивает на научную фантастику...
Сижу под землей
В корпус лодки замкнУтый
Толи лодка не едет
Толи я дурью маюсь...
№15 Teller 22 марта 2015 18:45
0
Насколько я знаю, в 80-х годах в СССР была создана подземная ракета, которая бурила землю со скоростью несколько десятков метров в секунду.
Даже фильм про неё показывали.
Весьма интересная конструкция: - Помимо самого маршевого ракетного двигателя, она имела в головной части, так сказать, плазменный резак.
Он вращался газовыми струями, которые породу плавили и резали.
Меньше чем за 30 секунд такая ракета погружалась на глубину более 500 метров.
№16 Негоро 22 марта 2015 18:45
0
Чушь...полная..
№17 Водавоз 22 марта 2015 18:48
+2
Это вы еще про тактическую чебурашку не читали - это вообще монстр biggrin
№18 Борислав 22 марта 2015 19:08
+3
Вот как выглядел опытный образец "боевого крота" в 1964 году.
№19 volf07 22 марта 2015 19:52
+1
Всем давно известно,что в степях хохляндии подводоземные лодки шастают!
№20 EU-EU 22 марта 2015 20:57
+3
Вряд ли что-либо было создано, т.к. подобные машины это идеальное решение создания канализационных каналов в городах. Тем более
По разным данным, размеры атомной субтеррины составляли от 3 до почти 4 метров в диаметре и от 25 до 35 метров в длину. Скорость движения под землей - от 7 км/ч до 15 км/ч

Ни один проходческий щит не дает такой скорости. Да при помощи этой машины легко бы решили все проблемы в городах с ливневками и прокладками кабелей.
Так что, БРЕХНЯ-А-А!
№21 HOLLAND 22 марта 2015 21:22
+1
Мне вот что еще интересно, какой грохот эта чудо-машина должна была производить при движении?...
№22 Железный Феликс 22 марта 2015 23:32
+2
Что-то со скоростями напутано. 10 метров в секунду - так бежит Усейн Болт на земле. А тут нечто под землёй, чуть ли не быстрее Болта! shok

Да, и ещё: если такие машины были разработаны, то какого хрена метро строят со скоростью менее 10 метров в сутки!!!
№23 Impress 23 марта 2015 04:24
+1
Помнится в конце 90-х была популярна книга Д. Корецкого "Пешка в большой игре". И хотя основное внимание в книге уделялось сейсмическому оружию, "подземная лодка" тоже была упомянута smile