Обсуждаемое
Опрос
Популярное
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
Рейтинг
Видео

В Малайзии почтили память моряков русского крейсера "Жемчуг"

В Малайзии почтили память моряков русского крейсера "Жемчуг"

В Малайзии почтили память русских моряков, которые погибли во время Первой мировой войны. 100 лет назад русский крейсер "Жемчуг" вступил в бой с вражеским кораблем и погиб от немецкой торпеды. Скоротечное сражение произошло у малазийского острова Пенанг. Погибших моряков захоронили с почестями, но потом о них забыли.

Надгробный памятник с именами почти сотни русских моряков был установлен здесь лишь в середине 1970-х годов. Сколько человек покоятся в братской могиле на тропическом острове за тысячи километров от родины, не известно до сих пор. В предрассветные часы 28 октября 1914 года бронепалубный крейсер Русского императорского флота "Жемчуг" — в начале Первой мировой войны он под английским командованием охранял корабли союзников в Юго-Восточной Азии — стоял здесь на рейде в заливе острова Пенанг. Около пяти утра сюда же зашел германский военный корабль "Эндем", замаскировавшись под английское судно — для этого немцы перекрасили борт и установили фальшивую трубу.

Русский корабль затонул в нескольких сотнях метров от берега. Немецкий крейсер подошел к спящему "Жемчугу" и с расстояния одного кабельтова – то есть, менее 200 метров — выпустил первую торпеду, а затем открыл массированный огонь по носовой части корабля.
Поднялась паника, но матросы все же успели дать несколько ответных залпов, однако вторая немецкая торпеда угодила в погреб с боеприпасами, и после чудовищного взрыва крейсер ушел под воду. Всю вину тогда возложили на командование корабля.

К капитану "Жемчуга" барону Ивану Черкасову тогда приехала жена, и он покинул судно. Отель, где он ночевал, стоит здесь до сих пор. Из этого окна барон видел, как гибнет его корабль. В итоге Черкасова арестовали, лишили всех званий и матросом сослали на кавказский фронт, где он за доблесть был награжден Георгиевским крестом и восстановлен в звании капитана.

Англичанин Джон Робертсон написал книгу о "Жемчуге", чтобы восстановить историческую справедливость. Он говорит, что обвинения, возложенные на барона и русский экипаж, не выдерживают никакой критики.

"Главная причина трагедии заключалась в том, что из-за коммерческих соображений в заливе Пенанга английское командование сознательно не принимало необходимые меры безопасности, так как это бы ограничило движение кораблей британского торгового флота. Поэтому вина, которую возложили на российскую команду и русского капитана, была крайне необоснованна", — уверен автор книги "Битва у Пенанга".

Тем, что большинству членов команды все же удалось спастись, они обязаны местным жителям Пенанга. Фотография из газеты того времени: вытащенные из воды моряки "Жемчуга" переносят раненого или погибшего товарища.

"Потом, когда наши раненые моряки были в госпитале, люди приходили, приносили им фрукты, сладости, собирали деньги, чтобы им помочь. По-моему, это очень красивая, благородная история людского сострадания, которое преодолевает любые границы, любую национальную или религиозную принадлежность", — говорит посол России в Малайзии Людмила Воробьева.

На приглашение российского посольства почтить память погибших сегодня откликнулись представители руководства Пенанга, включая главного министра острова. К сожалению, надгробный камень и еще одна небольшая безымянная могила — по сути, единственное вещественное свидетельство трагедии, которая случилась здесь, у берегов Пенанга, ровно 100 лет назад.

Сигнальный буй указывает на место захоронения "Жемчуга". Власти Пенанга оттащили его от места затопления, потому что он мешал движению торговых судов, спрессовали и завалили землей.
Постоянный адрес публикации на нашем сайте:
QR-код адреса страницы:
(Наведите смартфон, сосканируйте код, читайте сайт на смартфоне)
16 мнений. Оставьте своё
№1 alcapitan 29 октября 2014 08:23
+4
Немецкий крейсер "Эмден", не "Эндем".
№2 poseidon 3 29 октября 2014 08:31
+7
Русский флот должен ходить по морям и океанам , показывать всем что он есть ! Должен заходить во все страны где есть могилы русских моряков !Историю нужно помнить , не важно к какому периоду она относится , к царскому или СССР .Власть меняется а вот родина остаётся !
----------
Пока существуют овцы, будут существовать и волки !
№3 Тур_Хиердал 29 октября 2014 14:01
+3
Демонстрация флага-называется. good
----------
«Украинская Суверенная Соборная Независимая Риднесенька Дорогесенька Антимоскальская Гордая Офигенная Империя»
№4 Sweet110 29 октября 2014 08:39
+4
Забыли? И вдруг внезапно, через сто лет вспомнили? Странно. Может в мире что-то поменялось?
№5 kontropupix 29 октября 2014 08:54
+6
В мире всё всегда меняется. Особливо в последнее время...особенно после событий на Руине
№6 Kosogor 29 октября 2014 09:07
+5
В этой истории мало героического. Больше беспечности и расхлябанности. Поэтому и была забыта эта история.
Подробности в книге Жорж Блон "Великий час океанов. Индийский"
----------
Мы должны рассматривать ЛЮБУЮ информацию, получаемую из СМИ, как ЗАВЕДОМУЮ ЛОЖЬ, если нет специальных оснований считать иначе. (Стейнзальц)
№7 aleksey.sazonov.56 29 октября 2014 12:25
+1
Да, уцелел при Цусиме, погиб в Первую мировую...
№8 ryrikovich 29 октября 2014 08:48
+2
Вот ведь судьба! Выжить в цусимском аду и так глупо погибнуть.
№9 Jack_BZ 29 октября 2014 09:49
+4
Доверились английским союзникам...
----------
Планирую жить вечно...
Пока все идет нормально...
№10 Андрей Владимиров 29 октября 2014 10:07
+1
Цитата: Jack_BZ
Доверились английским союзникам...

Очередное доказательство того, какие союзники эти англичане.
№11 injenegr 29 октября 2014 10:17
+3
К слову сказать, действия экипажа "Эмдена" и корветтен-капитана Карла фон Мюллера следует считать образцом, может быть даже классикой ведения крейсерской войны.
В то же время действия капитана "Жемчуга" барона Черкасова являются примером вопиющегго разгильдяйства и безграмотности.
" 21 августа 1914 года «Жемчуг» получил персональную задачу на осмотр морского пространства на юг от острова Формоза. С самого начала плавания барон Черкасов установил для команды «курортный» режим службы. При появлении на горизонте судов не игралась боевая тревога. Отсутствовало расписание отдыха команды, прислуга ночью не находилась у орудий. Минные аппараты не были заряжены. При стоянке в порту игрался отбой и включались якорные огни, сигнальная вахта не усиливалась. Посторонние лица имели возможность посещать крейсер, при этом они спускались в любые помещения. В сентябре «Жемчуг» конвоировал транспорты союзников, при этом командир корабля допускал вольности и при пользовании радиосвязью: находясь у Филиппинских островов, он отослал на «Аскольд» нешифрованную телеграмму с указанием своего места."
А расплачиваться за всё, как всегда, пришлось российским матросам и налогоплательщикам.
Интересующиеся могут почитать сами:
https://ru.wikipedia.org/wiki/SMS_Emden_(1908)
https://www.navylib.su/ships/mk-1-2005/12.htm
https://wunderwafe.ru/Magazine/Stapel/Zhem/06.htm
№12 Matelot 29 октября 2014 10:17
0
На фото "Эмден"?
Но что не "Жемчуг", это точно.
----------
Минусующих без комментирования дегенератами полагаю.
№13 aleksey.sazonov.56 29 октября 2014 12:30
+1
На фото - Эмден, да. А это - Жемчуг 1910 г. Слабенький он был, даже в сравнении с Эмденом. Крейсер-разведчик (скаут).
№14 Bela 29 октября 2014 17:51
+2
Светлая память погибшим.
№15 Hist_Av 29 октября 2014 19:53
+1
Цитата: aleksey.sazonov.56
На фото - Эмден, да. А это - Жемчуг 1910 г. Слабенький он был, даже в сравнении с Эмденом. Крейсер-разведчик (скаут).

Не порите чушь.
Что значит слабенький он был?
В хотя бы посмотрите на бортовой залп нашего корабля и немецкого!
У нашего пять 120-мм, а у немецкого - пять 105-мм!
Как сказано в одной рекламе, почувствуйте разницу!
Скорость хода также выше у нашего крейсера. В добавок немец постоянно был на ходу без нормального обслуживания котлов, а значит своей контрактной скорости - 23,5 узл. - дать не мог в отличие от нашего.
Просто Черкасов, как командир, сам распустился в тыловых портах и службу с экипажем распустил. Вот и результаты. Ни он и ни одни из офицеров даже права не имеют на то, чтобы быть упомянуты на этом памятнике. Только матросы!
----------
В пустую не тратя слова,
Мы в истины верим простые.
У нас на борту РСМ "Синева",
Чтоб синим осталось небо России...
№16 aleksey.sazonov.56 29 октября 2014 21:39
0
Скорость "Жемчуга" к 14-му году вроде бы не превышала 20 уз. Всё таки рискну предположить, что артиллеристы Эмдена изрешетили бы Жемчуг, в равном бою, до полной небоеспособности и сравнительно скоро. Может я недооцениваю комендоров Жемчуга, но немцы Мюске изрешетили моментально да и в Сидней достигли много попаданий находясь в совершенно пакостных условиях...А вот то, что с такого близкого расстояния из 12 выстрелов, в немецкий корабль не попал ни один - это, конечно, позор.
Впрочем, о чём теперь говорить. Лучший бой - бой не состоявшийся.