Обсуждаемое
Опрос
Популярное
Едина краина просм. 16429 Едина краина
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Рейтинг
Видео

Российское образование на экспорт

Российское образование на экспорт

Советский Союз занимал 3-е место в мире по количеству иностранных студентов, это составляло примерно 10% от всех иностранных студентов в мире, обучающихся за рубежом. Российская Федерация занимает 6-е место в мире по количеству иностранных студентов, и имеет долю в 4% иностранных студентов. Много это или мало?

В настоящее время международный рынок образовательных услуг является отдельной отраслью мирового хозяйства, которая оценивается ВТО в $50-60 млрд и более чем 4 млн студентов, обучающихся за рубежом. Только прямой экономический эффект от учебы одного иностранного студента (расходы на обучение и про­живание) для принимающей страны оценивается в диапазоне $5-50 тыс.

Доход США от иностранных студентов составляет $22 млрд в год, или 30-36% мирового образовательного рынка.

В 2011 году, по данным ОЭСР, доля иностранных студентов, обучавшихся в вузах США, составила 16,5% от общего количества всех студентов, обучавшихся за рубежом в мире.

В Великобритании в 2008-2009 годах в казну от обучения иностранных граждан поступило £2,2 млрд. Кроме того, иностранные студенты потратили на свои ежедневные расходы еще £2,3 млрд. А в целом экспорт образования составил £14 млрд.

При ежегодном росте доходов от иностранных студентов в 6,4% к 2025 году ожидается, что доходы от экспорта образования в Великобритании вырастут до £26 млрд. В 2011 году доля иностранных студентов, обучавшихся вузах в Великобритании, составила 13% от общего количества всех студентов, обучавшихся за рубежом в мире, это 2-е место в мире после США. В Австралии иностранные студенты приносят в экономику страны $12,5 млрд в год, образование является третьей по величине экспортной статьей. Доля Австралии по количеству иностранных студентов в мировом образовательном рынке составляет 6,1%.
По данным Института статистики ЮНЕСКО, в 2012 году на пять ведущих стран-экспортеров пришлась почти половина от общего объема международных студентов: США (18%), Великобритания (11%), Франция (7%), Австралия (6%), и Германия (5%). Но при этом охват международными студентами первой пятерки снизился с 55% в 2000 году до 47% в 2012 году. Россия, напомню, занимает 6-е место в мире по количеству иностранных студентов и имеет долю в 4% иностранных студентов, обучающихся за рубежом.

В соответствии с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года", утвержденной правительством в 2008 году, для выполнения целевых ориентиров развития системы образования доход от обучения иностранных студентов в российских вузах должен быть не менее 10% объема финансирования системы образования.

Как на сегодняшний день обстоит ситуация с экспортом российских образовательных услуг (доходами от обучения), и насколько реально получение этих 10% дохода? Какова эта сумма в денежном выражении сейчас, и какой она должна быть к 2020 году? Как платные образовательные услуги от обучения иностранных студентов должны отслеживаться и соотноситься с общим бюджетом, выделяемым на образование государством? Какие меры принимаются для достижения показателя в 10%?

По данным Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, иностранных граждан, обучающихся на контрактной и бюджетной основе в российских вузах по очной форме, в 2003-2004 учебном году было 67,784 тыс., из них на контрактной основе - 52,297 тыс. человек (77,2%).

В 2004-2005 учебном году всего обучалось 82,251 тыс. иностранных граждан, из них 75,9% обучались по контракту.

В 2010-2011 учебном году, при увеличении в целом числа иностранных студентов до 118,730 тыс. человек, только 68,9% из них (81,771 тыс. человек) обучались с полным возмещением затрат.

Причины снижения числа оплачивающих обучение иностранцев специально не анализировались, но с уверенностью можно сказать, что вряд ли этот тренд способствует достижению показателя в 10% доходности от обучения иностранных студентов в РФ.

Дальнейшее сокращение числа иностран­ных студентов в России - это не только упущенная экономиче­ская выгода, но и неиспользованная возможность компенсировать уменьшение численности лиц студенческого возраста в Рос­сии в условиях демографического спада, а также упускаемые политические возможности "мягкого" влияния России на междуна­родной арене через распространение русского языка, российской культуры и ценностей ("российского измерения").
По данным Центра социологических исследований, в 2010-2011 академическом году доход от всех форм и программ обучения иностранных граждан оценочно равнялся около 30 млрд руб. Других данных, к сожалению, нет. Отсутствие статистики в России по такому важному вопросу может говорить о незначительности доходов от экспорта российского образования или непонимания того, насколько они важны.

К примеру, в Великобритании первая всеобъемлющая оценка текущей стоимости образования и подготовки кадров на экспорт была сделана еще в 1998 году для департамента образования и занятости. В соответствии с представленным отчетом общая стоимость экспорта образования составила примерно £5,5 млрд в 1997 году.

В 2004 году аналогичное исследование проводились по заказу Британского совета, и тогда исследования показали, что в 2001-2002 годах сектор образования обеспечил доход приблизительно в £22,1 млрд, а в 2003-2004 годах - уже £27,8 млрд.

В 2011 году департамент по делам бизнеса, инноваций и ремесел заказал компании London Economics исследование по определению всеобъемлющей оценки общей стоимости внешней торговли и инвестиций, связанных с образовательной деятельностью, в экономике Великобритании. В рамках исследования были спрогнозированы потенциал роста и доля Соединенного Королевства на мировом образовательном рынке в деятельности, связанной с образованием, в течение ближайших 10 лет и дальше. Оценка охватила все формы деятельности, которые генерируют доход из-за рубежа, в том числе такие, как все расходы студентов в стране, доходы от франшизы и лицензирование интеллектуальной собственности, обучение в частном секторе и даже радиовещание (образовательный компонент).

Очевидно, что растущее признание важности экспорта российского образования и оценка его важности для экономики России в целом и экономики отдельных регионов (особенно приграничных) тоже требует проведения соответствующих исследований.

Тем более что опыт в проведении таких исследований на региональном уровне уже есть. К примеру, при подготовке концепции "ИНО Томск 2020", одними из авторов которой являлись специалисты РАНХиГС, социологические исследования по проекту "Инвестиционная активность студентов университетов Томска" показали, что студенты очной формы обучения только государственных вузов Томска ежемесячно приносят городу, области и федеральному бюджету около 700 млн руб.

Исследование доходов от экспорта российского образования в целом определило бы базовые показатели объемов экспорта образования и вклад иностранных студентов в экономику регионов и городов. Результаты исследования могли быть положены в обоснование политики в области высшего образования и дополнительного образования и связанных с ними секторов бизнеса, чтобы увеличить доходы из-за рубежа и привлечь больше прямых иностранных инвестиций, способствуя росту экономики России.

Гульнара Краснова.
Постоянный адрес публикации на нашем сайте:
QR-код адреса страницы:
(Наведите смартфон, сосканируйте код, читайте сайт на смартфоне)
25 мнений. Оставьте своё
№1 коллега 8 октября 2014 16:57
+12
Дело не только в экономической выгоде. Именно в пору студенчества завязываются самые прочные и доверительные межличностные отношения любви и дружбы.В перспективе именно на бывших выпускников наших институтов можно будет рассчитывать, определяя вектор внешней политики, а это дороже всяких денег.
№2 aro 8 октября 2014 18:33
+10
У меня хороший пример студенческих обмен. Во время учебы в немецком университете (несколько лет тому назад) я подружилась с ребятами из Донбасса. Благодаря ним я не только выучила русский, но мне теперь никакая западная пропаганда не помыеть мозгов, что "АТО спасает Донбасс".
№3 Дядя Ваня 8 октября 2014 23:38
+3
Все правильно! Это тоже семья, ребята с которыми учился мои братья, неважно где сейчас находятся, но поддерживаем до сего дня связь и очень дорожим друг другом.
----------
SEVASTOPOL

EL CUBANO - агент В.В. Путина!
№4 Человек с мозгами 9 октября 2014 06:29
0
Не поняла за что вы мне минус поставили. Вы сами пишите собственно о том же, что не в цифрах дело, а в перспективе развития дружеских отношений. Я считаю, что тратить деньги на исследования подобные приведенному выше "Инвестиционная активность студентов университетов Томска" бессмысленно и вообще попахивает простым разворовыванием бюджета, ведь не частник же это заказывал.
№5 коллега 9 октября 2014 09:58
0
Извините за "минус", конечно погорячилась и поставила зря. Просто я не могу считать подобные исследования излишними, раз они призваны поддержать хорошее дело, а тем более называть их разворовыванием бюджета. Работа проделана и она должна быть оплачена. Ну не яхты с дворцами же на эти деньги приобретены.
№6 belousov 8 октября 2014 17:04
+15
СССР, а затем Россия даёт иностранным студентам знания и возвращает странам нужных специалистов, а пиндосия даёт навыки террористической работы и возвращает своих агентов. Вот в чем разница.
№7 Василий 1 8 октября 2014 17:19
-8
С такой "славой" о нашем образование, трудно думать о том, что сюда хлынут студенты со всего мира. Не надо было портить то, что уже сделано.
№8 Липа 8 октября 2014 17:33
+9
не надо слушать песни запада о том ,что европейское значит лучшее..этот миф давно развенчан..железного занавеса нет, люди передвигаются по странам, учатся и работают в европе и есть с чем сравнить!
"Удивительное признание бывшего выпускника одного из самых престижных технических вузов страны - МВТИ им. Баумана. Инженер и учёный А. Помялов поработал на Западе, в Израиле и... пришёл к выводу, что российское образование всё же остаётся лучшим в мире. По количеству и качеству предлагаемых студентам знаний и навыков. Причём его утверждения не голословны, а, как и полагается инженеру, подкреплены диаграммами .." расчётами.https://ss69100.livejournal.com/1721766.html пример личных знакомых не стану приводить,засорять эфир..но суть та же...вывод-наше образование одно из лучших.
№9 Хвост-Чешуя 8 октября 2014 18:05
0
"Василий 1" - это "Ватник 2"! Тот же тролляка голословная!
№10 ingwar 8 октября 2014 18:14
+8
Это действительно так, нас учили широкому профилю, давали базовые знания(фундаментальные)и частично узкоспециальные, т.е. мы, выпускники ВУЗов СССР могли прийти в любую(В ЛЮБУЮ!!!)отрасль народного хозяйства, и в достаточно короткий срок, освоить специфику(лишь бы библиотека, с нужными книжками была.. и дядя Вася, неформальный специалист)то есть, мы могли, и можем переобразоваться под нужное.. Не могу сказать, этого, о нынешней системе образования... Наших детей пиндосы и ГП опять загоняют в тупик...
----------
Азъ Православный, СлАвянин. Но Не христианин!!!!!
Я хочу жить в России, в центре целого мира,
в сердцевине Вселенной, в Вере Правой нетленной,
С откровенною Русской Душой.
Я Россия с ТОБОЙ!!!
С. Пестов
№11 НаВухоДоНосор 8 октября 2014 18:41
+5
Да, уж, одна Псаки стОит десяти наших выпускников ВУЗа! А ведь она училась в одном из самых престижных вузов СШП!
Что уж там сравнивать остальных, если они даже не знают где находится Украина.
№12 iNekto 8 октября 2014 18:56
-1
Все что связано с микробиологией, физикой, математикой... действительно лучшее.
№13 Человек с мозгами 8 октября 2014 17:35
-4
И сколь ж за эти "исследования" денег содрали?
№14 Кассиопея 8 октября 2014 18:15
+4
По рзелульаттам илссеовадний одонго анлигйсого унвиертитисета, не иеемт занчненя , в кокам пряокдерсапожолена бкуви в солве.
Галвоне . чотбы преавя и пслоендяя бкувы блыи на мсете.
Осатьлыне бкувы мгут сельдовать в плоонм бсепордяке , всё - ррвано ткест чтаитсея без побрелм.
пичрионй эгото ялвятеся то. что мы не чиатем кдаужю бкуву по отдельенотси, а всё солво цликеом. curtsey mosking
----------
Русская - это состояние души.
То что мы видим, зависит от того как мы смотрим.
№15 nekton 8 октября 2014 18:38
+3
А вот ещё интересный пример: 94НН03 С006Щ3НN3 П0К4ЗЫ8437, К4КN3 У9N8N73ЛЬНЫ3 83ЩN М0Ж37 93Л47Ь Н4Ш Р4ЗУМ! 8П3Ч47ЛЯЮЩN3 83ЩN! СН4Ч4Л4 Э70 6ЫЛ0 7РУ9Н0, Н0 С3ЙЧ4С Н4 Э70Й С7Р0К3 84Ш Р4ЗУМ ЧN7437 Э70 4870М47NЧ3СКN, Н3 З49УМЫ84ЯСЬ 06 Э70М. Г0Р9NСЬ. ЛNШЬ 0ПР393Л3ННЫ3 ЛЮ9N М0ГУ7 ПР0ЧN747Ь Э70.
№16 iNekto 8 октября 2014 19:00
-1
Кассиопея Сегодня, 18:15 Жалоба НОВЫЙ

По рзелульаттам илссеовадний одонго анлигйсого унвиертитисета, не иеемт занчненя , в кокам пряокдерсапожолена бкуви в солве.
Галвоне . чотбы преавя и пслоендяя бкувы блыи на мсете.
Осатьлыне бкувы мгут сельдовать в плоонм бсепордяке , всё - ррвано ткест чтаитсея без побрелм.
пичрионй эгото ялвятеся то. что мы не чиатем кдаужю бкуву по отдельенотси, а всё солво цликеом.


К сожалению, это касается не всех языков. Например с китайским и японским такой фортель не пройдет. smile
№17 Человек с мозгами 8 октября 2014 18:17
+1
Интересно за что минус? Кто то считает что без этого исследования, прям всё, кранты нашему образованию? А я считаю, что "не в деньгах счастье" и "не имей сто рублей, а имей сто друзей".
№18 mab3162 8 октября 2014 18:20
+11
Я считаю, что надо
а) возвращаться к советской образовательной системе
б) поставить перед СМИ задачу широкой пропаганды преимуществ советской системы образования перед болонской и другими, широко применяемыми на западе
в) выделять существенные средства на организацию и призовые фонды "образовательных соревнований" - конкурсов, олимпиад, чемпионатов, в том числе (не менее 50%) международных.
г) учредить стипендию имени Путина для лучших иностранных студентов
д) проводить регулярно викторины и розыгрыши призов на пророссийские темы (насколько хорошо вы знаете Россию, первенство по российской истории, русская классическая поэзия и т.п.) с главным призом - целевой денежный выигрыш, который можно потратить только на безвозмездное обучение в нашем ВУЗе иностранного студента по специальности, связанной с тематикой конкурса.
е) принять закон или указ о налоговых льготах тем ВУЗ-ам, в которые больше всего поступает иностранных студентов
ж) отдельно проводить протекционистскую политику для привлечения студентов из стран бывшего СССР
з) на базе международных телеканалов (RT?) организовать регулярные образовательные циклы передач "в помощь будущему российскому студенту"
и) при российских гуманитарных организациях в западных странах открыть подготовительные курсы и, возможно, приём вступительных экзаменов в ограниченный перечень российских ВУЗов там же, по месту жительства абитуриентов
к) пропагандировать в СМИ что нам нужны талантливые люди, в том числе из-за рубежа, и они у нас могут найти хорошо оплачиваемую работу вне зависимости от страны и национальности.
л) отдельное внимание уделить потомкам эмигрантов из Российской Империи и предоставлять им льготы при поступлении в российские ВУЗы (например - первый год общежитие за полцены).
м) организовать в соцсетях рекламу и "клубы по интересам" иностранных выпускников российских ВУЗов, выделить администраторов из числа студентов школы ФСБ.
н) организовать очные, заочные и теле курсы русского языка, выпустить лингофонный курс и самоучитель русского языка для бизнесмена, финансово-экономического специалиста, юридического специалиста, технического специалиста на английском, французском, испанском, португальском, итальянском, китайском (мяу?), корейском, японском языках, а также на языках народов Азии (фарси?).

Иностранные студенты - это будущие агенты влияния, которые своим примером покажут всему миру преимущества российского образования и российского менталитета.
№19 iNekto 8 октября 2014 19:01
-2
Соглашусь с пунктом А
№20 Птибурдуков 8 октября 2014 19:45
0
5+
----------
Лучше говорить истину, которая причиняет боль и затем исцеляет. Чем говорить ложь, которая успокаивает, а затем убивает.
№21 Ольга_Любимовамакарова 8 октября 2014 22:12
+1
главное что бы сами студенты хотели учиться а не так как сейчас на занятиях почти не бывают а за пакет зачетов отдали деньги и все зачеты получили и экзамены так же
№22 Кассиопея 8 октября 2014 18:28
+2
Цитата: mab3162
Я считаю, что надо
а) возвращаться к советской образовательной системе
.
.
.
Иностранные студенты - это будущие агенты влияния, которые своим примером покажут всему миру преимущества российского образования и российского менталитета


good winked popcorm
----------
Русская - это состояние души.
То что мы видим, зависит от того как мы смотрим.
№23 Птибурдуков 8 октября 2014 19:48
+2
Как бы то ни было, учить иностранцев надо и желательно, чтобы не за спасибо.
----------
Лучше говорить истину, которая причиняет боль и затем исцеляет. Чем говорить ложь, которая успокаивает, а затем убивает.
№24 kostjasha 9 октября 2014 00:34
+2
Люди,случайно наткнулся на *фишках*,,но по-моемуэто говорт о многом
https://fishki.net/40002-nostalgija-dlja-rozhdennyh-v-sssr-11-foto.html
№25 mcdebugger 10 октября 2014 10:16
0
Цитата: nekton
А вот ещё интересный пример: 94НН03 С006Щ3НN3 П0К4ЗЫ8437, К4КN3 У9N8N73ЛЬНЫ3 83ЩN М0Ж37 93Л47Ь Н4Ш Р4ЗУМ! 8П3Ч47ЛЯЮЩN3 83ЩN! СН4Ч4Л4 Э70 6ЫЛ0 7РУ9Н0, Н0 С3ЙЧ4С Н4 Э70Й С7Р0К3 84Ш Р4ЗУМ ЧN7437 Э70 4870М47NЧ3СКN, Н3 З49УМЫ84ЯСЬ 06 Э70М. Г0Р9NСЬ. ЛNШЬ 0ПР393Л3ННЫ3 ЛЮ9N М0ГУ7 ПР0ЧN747Ь Э70.

Поймёт как минимум олдскульный геймер, игравший в игры с кривой локализацией. Прошу прощения за иностранщину-заимствовальщину в моём сообщении.