Обсуждаемое
Опрос
Популярное
Едина краина просм. 16369 Едина краина
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Рейтинг
Видео

Кто владеет Арктикой, владеет миром

Кто владеет Арктикой, владеет миром

Освоение колоссальных природных богатств Арктики и развитие арктического транспортного сообщения значительно увеличат мощь и повысят самодостаточность российского государства.

В связи с угрозами Запада отказаться от российских энергоносителей некоторые аналитики стали сомневаться в целесообразности дальнейшего освоения Арктики и заговорили даже о необходимости пересмотра всей стратегии развития российского энергетического сектора. По их мнению, масштабные инвестиции в новые разработки могут не окупиться из-за отсутствия спроса на российский газ. Однако губернатор самого газоносного региона России — Ямало-Ненецкого автономного округа — Дмитрий Кобылкин убежден, что подобные разговоры лишь ангажированные политические спекуляции. У России нет другой альтернативы, кроме индустриального освоения Арктики. Поэтому Россия должна не замедлять, а форсировать реализацию арктических проектов.

— Насколько реалистичны угрозы Европы отказаться от российского газа?

— В 2013 году Европа купила у России больше 160 миллиардов кубометров газа. Это на 16 процентов больше, чем в 2012-м. Российские поставки сегодня составляют от 30 до 40 процентов всего потребляемого в Европе газа. А в энергобалансе Германии — экономического локомотива ЕС — российский газ занимает и вовсе половину. Такие объемы вряд ли кто из производителей сможет восполнить в ближайшие годы.

Но чисто теоретически даже если бы требуемые объемы газа и были в «свободной продаже», то их еще нужно было бы доставить в Европу. Как? Строить для этого новые газопроводы из Америки, Африки или Азии — невероятно долго и дорого. Поставлять в виде сжиженного природного газа? Но 160 миллиардов кубометров — это 117 миллионов тонн СПГ, почти половина всего мирового объема его производства. То есть все мировые производители СПГ должны отказать в поставках Японии, Корее, Индии, США и другим покупателям, забыть о собственных нуждах и перенаправить свои танкеры в Европу. Чтобы «спасти» ее от «зависимости» от российского газа. А европейцы к тому времени должны переоснастить десятки портов и терминалов для отгрузки и хранения, создать инфраструктуру для внутренних перевозок, переоборудовать энергосистемы… Вы же понимаете, что это просто нереально.

Угрозы Запада отказаться от российских энергоносителей — это попытка нас запугать, оказать на нас давление. Как сказал президент России Владимир Путин, мы всю историю сталкивались с внешним противодействием, и оно будет только нарастать. Но чем сильнее будет Россия, тем больше с нами будут считаться. Ямальские проекты, Арктика — это сила России. Поэтому нужно форсировать их реализацию.

— Как долго Ямал, Россия смогут оставаться энергетическими лидерами? Каков объем сегодняшних запасов газа на Ямале, в том числе в арктической зоне округа?

— На обозримую перспективу — как минимум на многие десятилетия — Ямал остается безальтернативным газовым плацдармом России. Считайте сами: за все годы активного промышленного освоения из недр округа извлечено около 16 триллионов кубометров газа. Но начальные суммарные ресурсы природного газа на Ямале превышают 147 триллионов кубометров. То есть почти за полвека на территории округа добыто лишь около 10 процентов того, что хранит в себе ямальская земля. Причем объем этих разведанных запасов постоянно увеличивается. Например, только за прошлый год «Газпром геологоразведка» добавил запасы газа общим объемом более 400 миллиардов кубометров.

При этом мы не намерены оставаться просто поставщиками сырья. Сегодня совместно с компаниями мы ведем активную работу по развитию на территории округа проектов по переработке углеводородов. Это и создание нефтегазохимического кластера в Новом Уренгое, и развитие Пуровского ЗПК, и строительство на полуострове Ямал крупнейшего в Арктике завода по сжижению природного газа. Диверсификация экономики региона, прежде всего в нефтегазовой сфере, — это наш ответ любым кризисам.

— Ямал в этом году официально вошел в состав Арктической зоны России. Как это отразится на ходе происходящих в округе индустриальных процессов?

— Принятие Стратегии развития Арктической зоны России — это глобальный геополитический и макроэкономический вектор развития государства. Это расширение военного присутствия в Арктике, активизация экономической деятельности, мощное научное исследование Арктики и гуманитарное обустройство.

Сейчас в Минрегионе подготовлен проект федерального закона об Арктической зоне РФ. Закон, если он будет принят, на что надеются северные регионы, определит стратегическое планирование социально-экономического развития Арктической зоны, обеспечение национальной безопасности России в Арктике. Кроме глобальных задач документ решит массу более конкретных вопросов. Это новые принципы определения бюджетной, налоговой, инвестиционной, социальной политики, сферы экологии и природопользования и многое-многое другое. Все эти аспекты создадут совершенно новые правовые, финансовые, структурные и другие условия ускоренного развития. Импульс получат и наши инициативы — Северный широтный ход, развитие Северного морского пути, строительство арктического порта Сабетта.

Роль Сабетты

— Раз речь зашла о развитии транспортной инфраструктуры в Арктике: какая роль здесь отводится Северному морскому пути и Ямалу, который находится практически посредине этого нового международного транспортного маршрута?


— Севморпуть не новый, а исторический российский маршрут. И роль этой морской магистрали не только для Ямала, но и для России, многих северных стран трудно переоценить. Не будет преувеличением сказать, что основные работы по развитию арктической инфраструктуры в России сейчас развернулись именно в Ямало-Ненецком автономном округе.

Сегодня Ямал переживает новую мощную волну промышленного освоения. Это освоение газового и нефтяного потенциалов полуостровов Ямал и Гыдан, а также окружающих их шельфов северных морей.

Для эффективной реализации этих проектов нужна не менее эффективная инфраструктура. Летом 2012 года в районе ямальского поселка Сабетта началось строительство нового арктического порта. Его главной задачей изначально была транспортировка сжиженного природного газа проекта «Ямал СПГ» по Северному морскому пути в страны Юго-Восточной Азии. Но практически сразу проект был расширен: порт должен стать многопрофильным, рассматривать его необходимо в качестве нового узлового порта на Севморпути. Ямальская Сабетта, находясь практически посередине между Мурманском на западе и Петропавловском-Камчатским на востоке, будет играть роль инфраструктурного объекта на Севморпути, куда могли бы заходить не только танкеры-газовозы, но и сухогрузы со строительными материалами, военные корабли и даже пассажирские лайнеры. С реализацией еще одного масштабного проекта — строительства транспортной магистрали Северный широтный ход, которая свяжет Ямал со всей страной, Сабетта, а значит, и Севморпуть, заработает на все виды грузов.

— То есть по этой магистрали кратчайший выход к Северному морскому пути, а через него, например, в Китай получат не только западносибирские углеводороды, но и самые разные грузы из Сибири, с Урала и Поволжья?

— Совершенно верно. Северный широтный ход разработан в продолжение формирования транспортной инфраструктуры центральной части Арктической зоны России. По сути, это недостающее звено протяженностью всего 700 километров железнодорожного полотна, которое свяжет Ямал с Уралом и Северо-Западом России и в перспективе обеспечит вывод транспортной системы России к Севморпути — через полуостров Ямал к Сабетте. А значит, по арктическому контуру материка и на запад, и на восток, в Азиатско-Тихоокеанский регион, — всюду, куда будет нужно. Не только сжиженный газ Ямала, но и зерно Сибири, металл Урала, уголь Кузбасса, нефтепродукты Татарстана и Башкортостана… Очень многие регионы получат устойчивый, безопасный и экономически эффективный северный путь доставки. Значительно разгрузится Транссиб, перевозка по которому существенно снижает конкурентоспособность отечественных товаров. Кроме того, будет и мультипликативный эффект: одно рабочее место в Арктике требует создания 14 рабочих мест в других регионах. По оценке аналитиков, транспортный блок Ямала, включающий арктические железные дороги и морские порты, в среднесрочной перспективе даст России до 9,5 миллиона рабочих мест. Это в корне изменит российскую экономику, станет мощной точкой роста и для Ямала, и для страны в целом.

Наш проект получил поддержку у высшего руководства государства, обрел конкретные очертания, а значит, будет исполнен. Рано или поздно — зависит от многих факторов. Но то, что будет исполнен, — это факт. И мы на своем уровне делаем все, чтобы это произошло как можно скорее. Создание единой арктической транспортной системы России, включающей в себя Севморпуть и тяготеющие к нему меридиональные речные и железнодорожные коммуникации, которые будут использоваться круглый год, является одним из приоритетов Стратегии развития Арктической зоны РФ до 2020 года. Северный широтный ход в будущем сможет стать стержнем разветвленной арктической транспортной сети.

Мощно, но бережно

— Насколько реально при осуществлении всех этих индустриальных проектов сберечь хрупкую северную природу?


— Абсолютно реально. Ни один проект на Ямале — ни большой, ни маленький — и сегодня не реализуется без учета самых строгих экологических стандартов и интересов коренных жителей Севера. Это наша принципиальная позиция. Этот опыт изучен и оценен представителями северных государств на международном арктическом форуме «Арктика — территория диалога», который прошел в Салехарде в сентябре прошлого года под председательством президента России.

Мы точно знаем, что Арктика — это не «белое безмолвие», она обитаема. Для нас Арктика — родной дом, и мы делаем все, чтобы этот дом был уютным, комфортным и безопасным.

— Ваш округ недавно учредил специальную награду — медаль «За сохранение Арктики»…

— Да, эта медаль будет вручаться как россиянам, так и иностранным гражданам за особый вклад в создание современных основ управления арктическими территориями, в разработку практических технологий по очистке Арктики от антропогенных загрязнений, за реализацию государственной политики в области научного обеспечения в арктической зоне.

Потому что мы понимаем: арктические инфраструктурные проекты, которые реализуются на Ямале, не имеют аналогов в мире. Их запуск — реальный рывок для России. И в одиночку такую задачу не осилить. Поэтому к возрождению экономической мощи России должны подключиться все, независимо от национальности, вероисповедания, профессии… И тогда мы сможем сделать жизнь и на Ямале, и в России еще более благополучной и комфортной, еще более достойной.
Постоянный адрес публикации на нашем сайте:
QR-код адреса страницы:
(Наведите смартфон, сосканируйте код, читайте сайт на смартфоне)
4 мнения. Оставьте своё
№1 Громозека 19 июня 2014 23:20
0
.

Ой сколько помошников то.... Ни то что Арктику разрабатвать, даже клавиши нажать нажать "неАСИЛЯТ"....

С кем поднимать РОССИЮ??? Я один буду? Или есть желающие? Давайте к огоньку..



На фото: Путин и арктический пейзаж. 2003 год
----------
"Зри в корень"

Козьма Прутков
№2 Синай 20 июня 2014 00:02
+2
Очень интересная статья, раньше, такое казалось нереальным, а сегодня , возможно
№3 avissbp 20 июня 2014 09:54
0
good
№4 Labux59 20 июня 2014 15:10
0
yahoo good rus