Обсуждаемое
Опрос
Популярное
Будет весело просм. 16062 Будет весело
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Рейтинг
Видео

«Атлант» расправил плечи: ВМФ России наращивает присутствие в Мировом океане

«Атлант» расправил плечи: ВМФ России наращивает присутствие в Мировом океане

В декабре 2016 года ракетный крейсер «Маршал Устинов» (проект «Атлант» 1164) вернётся в состав Северного флота после ремонта и модернизации. В ноябре корабль прошёл все необходимые испытания, преодолев 4 тыс. миль (7,4 тыс. км). В последние годы российские верфи получили десятки госзаказов. Достаточно ли этого, чтобы возродить былую мощь ВМФ, — разбирался RT.

За 4,5 года пребывания в доке АО «Центр судоремонта «Звёздочка» «Маршал Устинов» обрёл обновлённую осушительную, водоотливную и противопожарную системы. Ремонту подверглись линия вала, винты, успокоители качки и другие механизмы. В июне 2013 года крейсер был спущен на воду для установки нового вооружения и оборудования. «Маршал Устинов» получил современные ракетные комплексы, радиоэлектронное вооружение и энергоустановки.

Модернизация корабля должна была завершиться год назад. Сроки испытаний неоднократно переносились по техническим причинам. Кроме того, «Маршал Устинов» не получил новые зенитные ракетные комплексы морского базирования (по всей вероятности, ЗРК «Полимент-Редут» или «Штиль-1»). На вооружении крейсера остались зенитные комплексы «Форт» (морской аналог С-300) и «Оса -М».

Малые боевые платформы


Судьба проекта «Атлант» достаточно типична для кораблей, доставшихся России от Советского Союза. В составе ВМФ находятся два «брата» «Маршала Устинова» — крейсеры «Москва» и «Варяг», которые были произведены 1980-е годы на Судостроительном заводе имени 61 коммунара в украинском Николаеве. В XXI веке корабли прошли модернизацию и считаются современными судами, однако они обделены последними технологическими достижениями, в отличие от новых кораблей.

После распада СССР Россия не построила ни одного надводного крейсера. С 2000-х годов верфи нашей страны заняты производством более компактных кораблей для ВМФ. Спущенные на воду и строящиеся боевые корабли значительно уступают «Атланту» в габаритах (длина 186 метров). Например, длина патрульных кораблей проекта 22160 составляет 94 метра, корветов проекта 20380 — 104, фрегатов проекта 11356 — 124, а фрегатов проекта 22350 — 135. Попутно Россия наращивает производство малых ракетных кораблей (проекты 21631 и 22800).

Главный редактор журнала «Армия и Флот» Дмитрий Шеремецкий положительно оценил возвращение в строй «Маршала Устинова». По его словам, несмотря на прогресс в развитии систем вооружения, Россия без больших кораблей не обойдётся. «Крейсеры необходимы ВМФ для сопровождения авианосца и продолжительных походов в океане. Помимо Северного Ледовитого океана, Россия естественным образом заинтересована в присутствии в Тихом, Индийском и Атлантическом океанах».

Военный эксперт Дмитрий Литовкин напомнил о существовании так называемой теории малых боевых платформ. «Применительно к флоту она заключается в том, что морская держава обладает мощнейшим ударным вооружением, которое устанавливается на небольших по тоннажу кораблях. Это позволяет значительно экономить бюджет и выполнять боевые задачи за сотни километров. Применение этой теории на практике мы увидели во время пусков «Калибров» Каспийской флотилией», — рассказал собеседник RT.

«Потеря крейсера — серьёзный удар по военной мощи ВМФ, а потеря катера или корвета снижает этот риск для флота. К тому же чем меньше корабль, тем сложнее его утопить. Однако нельзя говорить, что эскадры (оперативное объединение крупных кораблей) ушли в прошлое. Ничего подобного. Мы видим на примере американских ВМС, что это не только демонстрация, но и реальная боевая сила», — отметил Литовкин.

На смену крейсерам

Из открытых источников следует, что на сегодняшний день в составе ВМФ свыше 30 крупных боевых надводных кораблей, более 100 малых кораблей, 60 тральщиков (противоминная оборона) и 21 десантный корабль. Общая численность боевых машин превышает 200 единиц, но в будущем она должна увеличиться.

Наряду с корветами, фрегатами и катерами происходит обновление вспомогательного флота. По информации Минобороны, до 2020 года ВМФ должен получить 61 новое судно обеспечения (вспомогательное судно). Сейчас на балансе находятся 480 судов обеспечения, и лишь около 100 из них современные.

1 декабря руководство ВМФ поставило перед военачальниками задачу обеспечить в 2017 году постоянное присутствие 100 судов на морских и океанских просторах. Распоряжение является частью новой редакции Военно-морской доктрины до 2035 года, принятой в 2015 году. В документе намечается курс на увеличение присутствия ВМФ в Арктике, Атлантике, Чёрном и Средиземном морях.

Дмитрий Шеремецкий считает, что по сути перед РФ стоит задача нарастить позиции в Мировом океане и 100 боевых кораблей могут с ней не справиться: «Да, у России менее амбициозные планы, чем у СССР. Но чтобы соответствовать морской доктрине, флот должен усиливаться не только за счёт современных корветов. Океанские просторы должны бороздить большие суда, как крейсер «Пётр Великий» и тот же «Маршал Устинов».

Дмитрий Литовкин объяснил причины отсутствия у ВМФ России новых крейсеров. «В 1990-е годы, когда рассматривались варианты оптимизации военных расходов, было принято решение о строительстве кораблей с небольшим водоизмещением. Они будут защищать прибережную зону РФ, а стратегические задачи будут выполнять подводные субмарины».

По его мнению, если взглянуть на историю России, то качество сухопутных войск имело первостепенное значение. Однако представление об этом меняет сирийская кампания, которая требует прочного присутствия в Атлантике и Средиземном море. «Поэтому Россия проводит модернизацию больших кораблей, доставшихся от СССР. Существующего количества больших кораблей нам не хватает. Но крейсеров в привычном понимании уже не будет», — считает Литовкин.

Нишу крейсеров, по словам собеседника RT, займут более крупные и мощные эскадренные миноносцы проекта 23560 «Лидер», строительство которых стартует в ближайшие годы. Длина кораблей составит 200 метров против 186 у крейсеров «Атлант». Эсминцы будут вооружены пусковыми установками «Калибр» и «Оникс», а также зенитными ракетными комплексами С-500 «Прометей» и «Полимент-Редут».

«Лидер» будет оснащён двумя торпедными аппаратами СМ-588 и посадочной площадкой с ангаром для двух вертолётов Ка-27 или Ка-32. Предполагается, что эсминец станет универсальной боевой платформой, которая совместит функции противолодочного корабля и крейсера. Литовкин отметил, что в состав ВМФ войдут восемь эсминцев, которые по всем характеристикам будут значительно превосходить модернизированные советские крейсеры.

Алексей Заквасин
Постоянный адрес публикации на нашем сайте:
QR-код адреса страницы:
(Наведите смартфон, сосканируйте код, читайте сайт на смартфоне)
20 мнений. Оставьте своё
№1 cuclik 3 декабря 2016 20:17
+9
Семь футов под килем,Дмитрию Фёдоровичу!На радость нашим потенциальным партнёрам!
№2 Slonya61 3 декабря 2016 20:21
+15
Надо строить мнго разных кораблей и судов.
Скорблю по Волгоградской судостроительная заводу, распроданному и разграбленному в 90-тые. А, сколько таких предприятий и их уже не поднять. Люди работали династиями.
Радует, что не всех уморили есть кому строить.
№3 Ankovrin 3 декабря 2016 20:23
+4
Модернизация - это дело хорошее! Особенно для такого мощного крейсера.
№4 Sardanapal 3 декабря 2016 20:47
+2
Потеря крейсера — серьёзный удар по военной мощи ВМФ, а потеря катера или корвета снижает этот риск для флота. К тому же чем меньше корабль, тем сложнее его утопить.

Давно я такого бреда не читал. Нашли эксперта. Знаток флота Литовкин. Прогнозист будущего. Да он бестолковый до предела, а туда же - прогнозы прогнозить.

Закончил факультет журналистики Львовского высшего военно-политического училища, редакторское отделение военной академии в Москве.
Трудился в военных изданиях — с 1971 по 1976 год в газете «Ленинское знамя» Южной группы войск (Будапешт, Венгрия), с 1979 по 1989 год в журнале «Знаменосец» (орган Министерства обороны СССР). Затем в газетах «Известия» (с 1989 по 1999 год), «Общая газета» (с 1999 по 2002 год), в РИА Новости (с 2002 по 2007 год), с апреля 2007 года — заместитель ответственного редактора газеты «Независимое военное обозрение», с февраля 2009 года ответственный редактор "Независимого военного обозрения", с февраля по август 2014 года руководил Редакцией военной информации ИТАР-ТАСС, с сентября 2014 года - обозреватель одной из редакций ИТАР-ТАСС.

Касаемо самого факта - наконец-то что-то реально мощное придет на флот. Кораблей океанской зоны катастрофически не хватает. Для Сирии со всех флотов кроме ТОФа приходится силы собирать. Вот только ситуация с "Полиментом" уже сильно напрягает.
№5 Тень авианосца 3 декабря 2016 21:36
+4
Ясно что писал сапог-кирзовый на меху,вообще не в теме флота.Прочел как- политпросвет фентази.
---------------------------------------------------------------------------------
В 2018 ждем движки для фрегатов проекта 22350,в это же время должны заложить первый "Лидер".+ начнется модернизация "Петра Великого" и "Кузнецова","Москвы" и "Варяга".К 25-му году моща ВМФ России,как минимум удвоится. Не зря же построены новые верфи и модернизировано оборудование действующих.
№6 sevnik 3 декабря 2016 23:27
0
Не нужно торопить события. Я уже не в первый раз слышу о готовности корабля, но до настоящего времени он еще в заводе. Даже если промышленность сдаст его флоту, то после отработки всех задач, он сможет выполнять боевые задачи в лучшем случае феврале-марте.
А про ремонт "Петра". Вряд ли он начнется ранее выхода из завода Калинина (Нахимова). На нем отработают спецификацию по перевооружению, и прочим механизмам. Хватило бы политической воли и средств поставить "Кузю" в ремонт. А так нужно ставить в ремонт почти все НК СФ.
№7 Sloven 3 декабря 2016 21:06
+2
Есть и другой Литовкин.
----
Литовкин Дмитрий Викторович - Биография
Специальный корреспондент периодических изданий ПИР-Центра; родился в 1972 г.; в 1993 г. окончил курсантский факультет при Гуманитарной академии Вооруженных сил по специальности журналистика; с 1993 по 1995 гг. работал в газете Северного флота На страже Заполярья; с 1995 г. сотрудник отдела боевой подготовки газеты МО РФ Красная звезда; сфера интересов: контроль за вооружениями, военная промышленность, вопросы ракетной техники.

Я не скрываю свой источник информации -
https://depdela.ru/litovkin-dmitrij-viktorovic/biography
Позвольте нам узнать Ваш источник информации для сравнения.
№8 Sardanapal 3 декабря 2016 21:59
+4
Да, вы правы. Признаю свою ошибку. Тот о котором я писал именем Виктор Николаевич, ваш Дмитрий Викторович. Видимо, семейная династия околовоенных журналистов.
Но это не отменяет чуши, приведенной мною в цитате.
И ещё, может я "перегибаю палку", но мое отношение к околовоенным экспертам-журналистам весьма скептическое. Они, зачастую, как морские свинки: и не свинья, и к морю никакого отношения не имеет. Это отношение не распространяется на репортеров снимающих в зоне БД.
№9 Sloven 3 декабря 2016 22:27
+1
Ради бога, не принимайте мой коммент за что-то другое кроме удивления.
С уважением ...
№10 Данилович 3 декабря 2016 22:24
+5
Но это не отменяет чуши, приведенной мною в цитате.

Вы видимо не играли в Морской бой в школе...
Там, попасть в однотрубный кораблик, гораздо труднее, чем в четырех трубный...

А "Полимент" действительно напрягает не по деЦки, подозреваю, что этот сектор разработок, захватили потомственные академики.
№11 Universum 3 декабря 2016 22:49
+5
https://s.fishki.net/upload/users/2016/12/03/1196101/5ab55ae52571119496eb5d6b2ebe3032.jpg
----------
Наше дело правое, Победа будет за нами! (С)
№12 cadabra 3 декабря 2016 23:24
+2
Политический сайт это не стенгазета в морской академии, поэтому статья, пусть спецы и критикуют ее, нормальная.
Претензия к названию «Атлант» расправил плечи, которое почти один к одному повторяет печально известный бестселлер нашей бывшей соотечественницы Айн Рэнд,
яркой прокапиталистической суки с социодарвинскими взглядами- человек человеку волк и пусть побеждает сильнейший, т.е. в мире побеждают только троглодиты или хитростью или силой(она редчайшая дрянь хуже ваффен сс)
№13 kolobok3.62 3 декабря 2016 23:29
0
Мне кажется нужно восстановить и модернезировать Сталинскую систему речных каналов в России , чтобы можно было в случае войны перебрасывать военные корабли и подводные с Северного и Балтийского флота на Черное море и обратно через территорию России , а не через территорию Европы, как это делается сейчас. Также нужно отработать технологию передвижения военных кораблей через лёд. Мне кажется что нужно в характеристику военного корабля вводить и показатели мореходности т.е. при каком максимальном шторме корабль может стрелять. Потому что, что проку в ракетных комплексах, если их можно использовать только до штормовой погоды в 5 баллов. Т.е. в периоды осенних, зимних и весенних штормов Российские военные корабли испоьзовать нельзя т.к. по сути они будут "безоружными".
№14 Indigo 4 декабря 2016 13:10
0
Мне кажется нужно восстановить и модернизировать Сталинскую систему речных каналов в России

Источник: https://politikus.ru/army/87332-atlant-raspravil-plechi-vmf-rossii-naraschivaet-prisutstvie-v-mirovom-okeane.html
Politikus.ru
Возможно и нужно. Только нужно сначала определится какого класса корабли по речкам и каналам сплавлять. Например я как то видел как на барже везли на парад по каналу в Подмосковье не маленькую такую подводную лодку.
№15 kolobok3.62 4 декабря 2016 18:56
0
Есть пароходики "Волго - Балты" , которые проектировались как раз для прохождения Российских речных каналов и шлюзов. Их длинна 114 метров, Ширина 13 метров, максимальное углубление 3.8 метра, грузоподьёмность 3000,0 тон. По своим мореходным качествах эти пароходики могут работать в Балтийском,Чёрном, Северном и Средиземном море. Вот под эти размеры и нужно подобрать военные корабли и подводные лодки. Имея такие военные корабли и подводные лодки Россия сможет спокойно защитить своё морское экономическое пространство( примерно 400 километров от берега) в любую погоду . И не нужно будет строить новые и расширять старые шлюзы.
№16 Тень авианосца 3 декабря 2016 23:39
0
Тогда необходимо углублять весь фарватер Волги и Оки и расширять шлюзы каналов. Потянем?
№17 kolobok3.62 4 декабря 2016 00:11
+1
Мне кажется "потянем" и большее, если перестанем лезть в геополитику для достижения "дешовых понтов", а сосредоточим все свои ресурсы для развития внутренней территории.
№18 Zlyuka 4 декабря 2016 02:30
0
Если бы такими же темпами ещё и гражданские суда строили, вообще бы нас никто не догнал.
№19 Ferapont 4 декабря 2016 04:24
+2
Цитата: Zlyuka
Если бы такими же темпами ещё и гражданские суда строили, вообще бы нас никто не догнал.

У нас любые суда способны строить. Только военные делают по ГосОБОРОНзаказу, а коммерческие и рыболовные должны заказывать собственники предприятий такого рода деятельности. А они все частные в различных организационно-правовых формах, их главной целью является извлечение прибыли. Никто не вкладывается в долгоокупаемые проекты по качественному обновлению флота. Потому покупают б/у и подешевле. Как литовцы в соседней статье, купившие списанные бронемашины занедорого.
№20 Михаил1962 4 декабря 2016 09:34
+1
Совершенно верно. Срок окупаемости у судов (особенно океанских) очень большой. А потому развивать крупное судостроение может только государство, в дальнейшем сдавая суда в аренду частным компаниям или выполняя разовые заказы.