Обсуждаемое
Опрос
Популярное
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
Рейтинг
Видео

Десантирование внутри техники: как все начиналось

Десантирование внутри техники: как все начиналось
© РИА Новости. Николай Хижняк


Ровно 40 лет назад под Псковом впервые была успешно испытана парашютная реактивная система "Реактавр", позволившая личному составу ВДВ десантироваться прямо в самой технике.

23 января 1976 года под Псковом впервые была успешно испытана система "Реактавр" десантирования боевой техники с экипажем — майором Александром Маргеловым и подполковником Леонидом Щербаковым. Через 20 лет обоим за мужество при выполнении рискованного задания было присвоено звание Героев России. Фамилия Маргеловых оказалась навсегда связана с историей ВДВ.

Выигрыш времени в бою

Система десантирования экипажа внутри боевой машины десанта (БМД-1) на реактивно-парашютной тяге получила свое название от слов "реактивный Кентавр". "Кентавром" именовалась система снижения БМД-1 посредством парашютно-десантной платформы. Эксперимент проводили на парашютодроме Тульского учебного центра 106-й гвардейской воздушно-десантной дивизии.

Никто и никогда прежде не выбрасывал с самолета боевую технику вместе с личным составом внутри. Идея принадлежала главкому ВДВ, Герою Советского Союза генералу армии Василию Маргелову.

На тот момент техника ВДВ в виде артиллерийских самоходных установок, боевых машин десанта, автотранспорта и инженерной техники доставлялась на землю двумя способами: посредством парашютно-десантных платформ и парашютно-реактивных систем. Последние при приземлении за доли секунды гасили скорость снижения тяжелых грузов и автоматически освобождали их от подвесных строп. Личный состав же опускался на парашютах отдельно.

Но для того, чтобы занять свои места в боевых машинах, в реальном бою экипажам иногда требуются минуты, которых враг может и не предоставить. Как выиграть время? Маргелов пришел к парадоксальному выводу: личный состав надо десантировать в самой технике!

Кто пожертвует собой?

Риск? Да, огромный. Многие в военном руководстве страны не одобряли эту идею. Кое-кто из многозвездных генералов даже крутил пальцем у виска: мол, главный десантник СССР дофантазировался до невозможного. Другие затею в принципе одобряли, но полагали, что технически она пока неосуществима.

Наконец, требовались смельчаки — ведь никто не мог гарантировать, что при приземлении они не разобьются. Приказывать же в таком деле нельзя. Это же не война — всего лишь эксперимент, пусть и очень опасный. На вопрос министра обороны маршала Андрея Гречко, кто же будет внутри спускаемой БМД-1, Василий Маргелов твердо ответил, что он сам. По-иному он ответить не мог. Он должен был сделать все, чтобы воздушно-десантные войска вышли на качественно новый уровень боевой подготовки.

Одни из лучших

Во время Великой Отечественной войны десантники зарекомендовали себя одними из наиболее стойких бойцов Красной Армии. С боями они отступали вглубь страны в начале войны, доблестно сражались в рядах защитников Москвы и Сталинграда, участвовали в Курской битве, принимали участие во взятии Вены и боях за Берлин.

Но несмотря на то что советские парашютисты в ходе войны неоднократно проводили воздушно-десантные операции, в большинстве сражений они воевали в качестве пехоты, пусть и весьма подготовленной. Поэтому после войны, с наступлением атомной эры, перед ВДВ встали новые задачи: стать тем, что сейчас называется войсками быстрого реагирования.

До 1954 года воздушно-десантными войсками страны поочередно руководили 7 генералов, среди которых можно отметить первого командующего ВДВ Дважды Героя Советского Союза Василия Глазунова, а также Героя Советского Союза Александра Горбатова.

Войска дяди Васи

Однако, несмотря на боевые заслуги, командующие недолго задерживались в должности главкома ВДВ. В итоге кадровая чехарда негативно влияла на боевую подготовку вверенных им войск.

То, что к 80-м годам ХХ века ВДВ сделались самыми массовыми и боеспособными среди подобных в мире, — заслуга прежде всего человека, который их возглавлял многие десятилетия, — генерала Маргелова.


Не случайно в десантных войсках аббревиатура ВДВ до сих пор неофициально расшифровывается как "войска дяди Васи". "Наш Чапай", — с уважением называли подчиненные Василия Филипповича.

Как и большинство предыдущих командующих ВДВ, Маргелов был выходцем из других родов войск, однако с десантной спецификой был неплохо знаком — до своего назначения командовал 76-й гвардейской Черниговской Краснознаменной воздушно-десантной дивизией, а затем был командиром 37-го гвардейского воздушно-десантного Свирского Краснознаменного корпуса.

Десантник в 40 лет

Любопытно, что первый свой прыжок с парашютом он совершил в 40 лет — перед тем как вступить в командование десантниками. При этом он заключил пари на несколько прыжков с другим новоиспеченным десантным комдивом, Героем Советского Союза генералом Михаилом Денисенко, который разбился при очередном парашютном прыжке в 1949 году. Маргелова же судьба хранила — до конца жизни он совершил более 60 воздушных приземлений.

Во время битвы за Москву он командовал 1-м Особым лыжным полком морской пехоты. Будучи командующим ВДВ, Маргелов не забыл своих бравых матросов, введя в форму десантников тельняшку, как знак преемственности от одного храброго рода войск к другому. Еще одним ярким отличием десантника стал берет — вначале малинового цвета (по примеру западных парашютистов), а затем голубой.

Маргеловские реформы включали в себя не только перемены в обмундировании. Новый командующий ВДВ отказался от устаревшей доктрины использования десантных войск лишь в качестве средства для удержания плацдармов до подхода основных сил. В условиях современной войны пассивная оборона неминуемо приводила к поражению.

Новая боевая техника

Маргелов считал, что после выброски десантники должны вести активные, наступательные действия, не давая ошеломленному врагу прийти в себя, и контратаковать их. Однако для того, чтобы парашютисты могли широко маневрировать, их требовалось оснастить собственной бронетехникой, повысить их огневую мощь и обновить авиационный парк.

Во время Великой Отечественной, например, крылатая пехота воевала в основном с помощью легкого стрелкового оружия. После войны началось оснащение войск специальной авиадесантной техникой. К моменту вступления Маргелова в должность командующего на вооружении ВДВ состояла легкая самоходная артиллерийская установка АСУ-57 с модификациями.

Василий Филиппович дал задание ВПК разработать более современную артиллерийскую машину десанта. В итоге, АСУ-57 сменила АСУ-85, разработанная на базе легкого плавающего танка ПТ-76. На поле боя требовалось и транспортно-боевое средство для передвижения личного состава в условиях радиоактивно зараженной местности. Армейская боевая машина пехоты БМП-1 не подходила десантным войскам из-за большого веса (13 тонн) при десантировании.

"Гром" десантных машин

В итоге, в конце 60-х годов на вооружение была принята БМД-1 (боевая машина десанта), чей вес был чуть больше 7 тонн, вооружение представляло собой полуавтоматическую пушку 2А28 "Гром", а экипаж состоял из семи человек. На базе БМД-1 были разработаны артиллерийские самоходки, машины управления огнем, разведывательные и командно-штабные машины.


Видавшие виды самолеты Ли-2, Ил-14, Ту-2 и Ту-4 стараниями Маргелова были заменены на мощные и современные Ан-22 и Ил-76, позволявшие брать на борт значительно больше десантников и боевой техники, чем раньше. "Дядя Вася" позаботился и об улучшении личного оружия парашютистов. Маргелов лично встретился с разработчиком знаменитого автомата Михаилом Калашниковым и договорился о создании "десантного" варианта АК, со складывающимся металлическим прикладом.

Сын вместо отца

После того, как министр обороны не согласился с участием главкома ВДВ в испытаниях системы "Реактавр", тот предложил в экипаж одного из своих пяти сыновей — майора Александра Маргелова. Александр Васильевич был сотрудником Научно-технического комитета ВДВ, отвечавшего за подготовку техники и личного состава к десантированию.

Личный пример сына Маргелова должен был убедить ВДВ в успешности нового варианта приземления. Другим участником эксперимента был коллега Маргелова-младшего по НТК ВДВ подполковник Леонид Щербаков.

23 января 1976 года впервые было осуществлено десантирование с военно-транспортного самолета Ан-12 БМД-1 на парашютно-реактивной тяге. После приземления экипаж сразу же произвел короткую стрельбу холостыми снарядами, демонстрируя свою готовность к бою.

Во время испытаний Маргелов на командном пункте непрерывно курил любимый "Беломор" и держал наготове заряженный пистолет, чтобы в случае неудачи застрелиться. Но все обошлось благополучно.

Сергей Варшавчик. МИА "Россия сегодня"
Постоянный адрес публикации на нашем сайте:
QR-код адреса страницы:
(Наведите смартфон, сосканируйте код, читайте сайт на смартфоне)
14 мнений. Оставьте своё
№1 19alex53 24 января 2016 07:00
+17
Настоящие РУССКИЕ СОЛДАТЫ !
№2 петр вотинов 24 января 2016 07:55
+14
Дядя Вася - сила!
----------
Сколько шакалов и псов скалятся с разных сторон, на золото наших хлебов, на золото наших икон.
№3 Варлон КОШ 24 января 2016 08:47
+8
Да..Летающая пехота,это сила....
№4 startche 24 января 2016 12:25
+3
Мой отец выбрасывался десантом в Юхновско-Вяземской операции 1941 года. При приземлении не успел погасить парашют. Потащило ветром по неглубокому снегу. Бедром ударился сильно о пенёк. Два дня его фактически таскали-перетаскивали на себе товарищи - "Десантники своих не бросают!" Потом сам оклемался, стал ходить.

У него было три ранения - две справки имелось (имеется). В одной из них сразу два ранения названы. Но до конца дней его больше мучила травма (не было официальной справки на ранение - да и кто бы её тогда и в тот момент на месте выписал?!) от удара о пенёк. С десяток хирургических операций уже в 70-80-е годы не помогали.

А из всего состава десанта Юхновско-Вяземской операции живыми вышли к своим только 17 (семнадцать) человек. Но вышли с ЧЕСТЬЮ - со Знаменем подразделения! После переформирования и пополнения стали ГВАРДЕЙЦАМИ.

Вот и думаю: наверное, десант в машине всё же лучше сохраняет от разных травм, нежели при обычном десантировании...
№5 Antalex 24 января 2016 08:35
+17
5 января 1973 года, под Тулой, на полигоне 106-й гвардейской воздушно-десантной дивизии «Слободка», было произведено первое в мире десантирование с самолета Ан-12Б боевой машины десанта (БМД-1) с экипажем внутри машины. Командиром и механиком-водителем был подполковник Леонид Гаврилович Зуев, наводчиком старший лейтенант Александр Маргелов, сын командующего ВДВ Героя Советского Союза генерала армии Василия Филипповича Маргелова.


Экипаж “Кентавра-1” Л.Зуев и А.Маргелов. 5 января 1973 г.

5 января 1973 года. Экипаж «Кентавра» — командир подполковник Леонид Зуев и наводчик-оператор старший лейтенант Александр Маргелов


Л.Щербаков


В середине декабря 1972-го Леонид Зуев, Александр Маргелов и пятеро дублеров (курсанты Рязанского училища и спортсмены Центрального спортивного парашютного клуба ВДВ) под руководством заместителя командующего по воздушно-десантной службе генерал-лейтенанта Ивана Лисова на специальном тренажере у подмосковной деревни Медвежьи Озера прошли заключительную подготовку к десантированию внутри боевой машины.

5 января (испытания проводились на парашютодроме «Слободка» близ Тулы) Ан-12 поднял на своем борту в воздух БМД с экипажем внутри. Зафиксированные в креслах «Казбек-Д», сидят на месте механика-водителя боевой машины командир экипажа подполковник Леонид Зуев, наводчика-оператора — старший лейтенант Александр Маргелов.

26 августа 1975-го испытывается комплекс совместного десантирования (КСД). Два человека приземлялись в БМД, а четыре — рядом, в специальной кабине, смонтированной на платформе.

Экипаж БМД-1 после десантирования 26 августа 1975 г.

Капитан Александр Маргелов с майором Александром Петриченко и двумя сержантами десантировались в кабине, на платформе, а майор Леонид Щербаков с одним десантником — в БМД-1. Во время снижения КСД майор Александр Петриченко в соответствии с заданием совершил экспериментальный прыжок со снижающейся системы — единственный в мировой истории.

В августе 1996-го Александру Маргелову и Леониду Щербакову за проявленные мужество и героизм присвоено звание Героя Российской Федерации.

Все знают про сына Маргелова, но мало кто знает о тех, кто был там еще.

23 января 1976-го впервые в мире осуществлен сброс боевой техники вместе с экипажем из самолета с использованием парашютной реактивной системы. Радость успеха с десантниками разделили специалисты коллективов конструкторского бюро (главный конструктор — Алексей Привалов) Московского агрегатного завода «Универсал», создавшие системы десантирования для «Кентавра» и «Реактавра», ГНИИ авиационной и космической медицины (начальник института — генерал-майор медицинской службы Николай Рудный), определившие предельные перегрузки для испытателей, завода «Звезда» (главный конструктор — Гай Северин), подарившие десанту кресла «Казбек-Д», большая группа военных специалистов.

20 августа 1998 года в ходе десантирования 104-го гвардейского парашютно-десантного полка на площадку приземления впервые в мировой истории было осуществлено десантирование всего экипажа в количестве 7 человек внутри БМД-3.
Назовем тех, кто совершил прыжок «Кентавра» целым экипажем. Это гвардии старший лейтенант Вячеслав Конев, гвардии младшие сержанты Алексей Аблизин и Замир Билимихов, гвардии ефрейтор Владимир Сидоренко, гвардии рядовые Денис Горев, Дмитрий Кондратьев и Зураб Томаев.
----------
№6 GORGONA 24 января 2016 10:53
+2
yes последние года 3 этот полигон под Тулой не простаивает) Тем летом гул весь божий день стоял, самолёты один за одним летали, только успевали наблюдать россыпь куполов в небе.
№7 Доктор 24 января 2016 08:59
+5
Ух ты! Было время и я в этом 104 полку служил в 79-81. Молодцы ребята!
----------
"Всякое разумное дело имеет своё завершение, и только ерундой можно заниматься бесконечно."
№8 просто Саша 24 января 2016 09:06
+3
23 января 1976 года под Псковом впервые была успешно испытана система "Реактавр" десантирования боевой техники с экипажем — майором Александром Маргеловым и подполковником Леонидом Щербаковым.

Источник: https://politikus.ru/army/68246-desantirovanie-vnutri-tehniki-kak-vse-nachinalos.html
Politikus.ru
Эксперимент проводили на парашютодроме Тульского учебного центра 106-й гвардейской воздушно-десантной дивизии.

Источник: https://politikus.ru/army/68246-desantirovanie-vnutri-tehniki-kak-vse-nachinalos.html
Politikus.ru
Автор,неувязочка вышла.
№9 Alex_Kent 24 января 2016 09:07
+4
Десантирование первых действительно героизм.
Конечно, система гашения скорости была отработана тщательно и проверена, но доля смертельного риска оставалась.

Надо сказать, что самые первые разработки десантирования техники показали отрицательные результаты. Десантируемая техника расцеплялась с парашютной системой, так как в системе расцепки был заложен принцип освобождения парашюта от веса прикреплённого груза. Конструктора не учли турбулентность воздуха, из-за которой расцепка могла происходить на значительной высоте и техника «сыпалась» на землю, а не приземлялась на парашюте.
№10 KIRbICH1 24 января 2016 09:41
+1
хранцузы тоже пытались создать такую систему, кое-каки скопировали нашу, посадили в ящик смертника (в прямом смысле) и скинули вниз....и все
№11 mp3free 24 января 2016 09:42
+1
ВДВ - никто кроме нас!
Интересно, в пиндосии есть такие же системы десантирования?
----------
«Не в силе Бог, а в правде»
№12 Якут58 24 января 2016 10:55
+4
Цитата: mp3free
ВДВ - никто кроме нас!
Интересно, в пиндосии есть такие же системы десантирования?


Наверняка есть, но у них памперсов не хватит. Да и какой пиндосы будет десантироваться в боевой машине ради славы пиндосии-доллары давай. Читали же, в прибалтике отменили прыжки, т.к.пошел дождь.
№13 алекс-волга 24 января 2016 11:27
+3
Цитата: mp3free
Интересно, в пиндосии есть такие же системы десантирования?

У них памперсов подходящего объема нет... shok
Наши то по "дикости" без памперсов воюют desantura и без биотуалетов... facepalm
----------
Когда нас жизни учит кто то, я весь немею.
Житейский опыт идиота я сам имею.
№14 mp3free 24 января 2016 16:13
+1
Да, наши солдаты самые отважные и наверно, немного безбашенные. Внутри БМП десантироваться не каждый решится. Куда там амерам до наших.
----------
«Не в силе Бог, а в правде»