Обсуждаемое
Опрос
Популярное
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Рейтинг
Видео

Электронная война – мифы и правда

Электронная война – мифы и правда


Насколько уникальными средствами РЭБ обладает российская армия?

За последнее время российские средства радиоэлектронной борьбы приобрели ореол некоего супероружия, способного, по мнению обывателей, только одним своим включением вызвать панику у вероятного противника.

Началось всё с описанного практически во всех российских средствах массовой информации облёта фронтовым бомбардировщиком Су-24 американского эсминца «Дональд Кук», в ходе которого российский самолет якобы применил новейший комплекс «Хибины». Его воздействие на радиоэлектронные устройства корабля вызвали чуть ли не панику, приведшую к массовому увольнению матросов и офицеров с «Кука». Позже в Интернете появилась фотография якобы памятной монеты (по другим данным – медали), отмечающей этот исторический облёт, причем с задней стороны изделия было написано «Урок миролюбия».

Зачем «Хибины» съели «Кука»?

Не успела затихнуть история «Дональда Кука», как 4 августа нынешнего года блог defensenews.com опубликовал статью Electronic Warfare: What US Army Can Learn From Ukraine («Радиоэлектронная борьба: какие уроки армия США может извлечь из украинского конфликта») автора Joe Gould (Джо Гульд), где утверждается, что российские Вооруженные Силы совершили значительный рывок в области не только создания средств радиоэлектронной борьбы, но и их применения, что демонстрирует, по мнению автора, наметившееся отставание в этом вопросе американских военных.

Нельзя забывать, что один из ведущих разработчиков и производителей российских средств радиоэлектронной борьбы – Концерн радиоэлектронных технологий (КРЭТ) в настоящее время ведет агрессивную пиар-кампанию, поддерживающую свою продукцию. Достаточно вспомнить, что в средствах массовой информации все чаще и чаще звучат заголовки: «КРЭТ представил уникальную глушилку для самолетов ДРЛО», «Комплекс помех надежно защитит войска от огня вражеской артиллерии» и тому подобные.

Благодаря такой популярности РЭБ уже не только отраслевые издания, но даже общественно-политические СМИ сообщают о том, что на вооружение Российской армии поступают станции радиоэлектронного противодействия: «Красуха-2»,«Красуха-4», «Рычаг-АВ», «Инфауна» и т.д. И если честно, в этом потоке названий разобраться достаточно сложно даже специалисту.

Но насколько эффективны российские средства радиоэлектронной борьбы, что они собой представляют и как примерно организуется РЭБ? Попробуем ответить на эти вопросы.

РЭБ в приоритете

О том, что военно-политическое руководство России уделяет пристальное внимание развитию средств радиоэлектронной борьбы, говорит следующий факт: ещё в апреле 2009 года в Вооруженных Силах появилась 15-я отдельная бригада радиоэлектронной борьбы (Верховного главного командования). Примечательно, что по одним данным – помимо 15-й отдельной бригады РЭБ в ВС РФ есть еще только две бригады, носящие наименование "Верховного главного командования" (инженерная и РХБЗ - радиационной, химической и биологической защит), а по другим данным – такая бригада "ВГК" пока единственная в Российской армии.

В настоящее время, ранее базировавшаяся в городе Новомосковске Тульской области и получившая в соответствии с указом президента в апреле 2009 года Боевое знамя, 15-я бригада переехала в Тулу. Следует отметить, что данное соединение оснащено самыми современными средствами радиоэлектронной борьбы, в том числе пока остающимися секретными станциями подавления линий связи «Мурманск-БН» и комплексом аэродинамических забрасываемых источников помех «Леер-3».

Помимо бригады Верховного главного командования с 2009 года в каждом военном округе сформированы отдельные центры радиоэлектронной борьбы. Правда, большинство из них в настоящее время переформированы в отдельные бригады радиоэлектронной борьбы. Исключение составляет только недавно сформированный в Крыму центр РЭБ, подчиненный командованию Черноморского флота.

Кроме бригад, в каждом округе есть еще и отдельные батальоны, к примеру, подчиняющийся командованию Центрального военного округа и базирующийся в городе Энгельсе Саратовской области отдельный батальон РЭБ. Следует отметить, что, вероятнее всего, задача таких батальонов – прикрытие особо важных гражданских и военных объектов.

В состав бригад и центров РЭБ входят стратегические батальоны, оснащенные уже упомянутыми выше «Мурмансками», а также тактические – с комплексами «Инфауна» на базе БТР, станции помех Р-330Ж «Житель» и Р-934. Помимо двух батальонов в бригадах и центрах есть и отдельные роты – одна оснащенная так называемыми самолётными средствами, то есть комплексами «Красуха-2» и «Красуха-4», и рота с уже упомянутыми выше «Леерами-3».

Современные средства радиоэлектронной борьбы получают и недавно созданные Воздушно-космические силы, в частности речь идет о таких изделиях, как устанавливаемые на фронтовые бомбардировщики Су-34 и ставшие за последнее время почти легендарными комплексы «Хибины», а также вертолеты Ми-8, оснащенные станциями «Рычаг». Кроме того, недавно авиационный парк ВВС России пополнился неким постановщиком помех на базе самолета Ил-18 – Ил-22 «Порубщик».

«Красуха», «Мурманск» и прочие секреты

Наиболее засекреченной во всем арсенале российских средств РЭБ до недавнего времени была станция помех «Красуха-2», правда, в настоящее время пальма первенства в данной номинации перешла к станции подавления линий связи «Мурманск-БН», якобы способной заглушать более двух десятков частот на дальности до пяти тысяч километров. Однако достоверных подтверждений, что новейший комплекс имеет такие характеристики, нет.

Судя по имеющимся в отрытых источниках фотографиям «Мурманска» (несколько четырехосных грузовиков повышенной проходимости с многометровыми вышками), где помимо основных антенн видны характерные низкочастотные антенны-растяжки, можно предположить, что данный комплекс способен глушить сигналы в диапазоне от 200 до 500 МГц.

Главная проблема такого комплекса, вероятнее всего, заключается в том, что для достижения заявленной дальности сигнал должен отражаться от ионосферы и поэтому он сильно зависит от атмосферных возмущений, которые, несомненно, скажутся на работе «Мурманска».

На прошедшем в нынешнем году Московском авиационно-космическом салоне КРЭТ на статичной экспозиции официально представил комплекс, предназначенный для постановки помех самолетам дальнего радиолокационного обнаружения (в первую очередь американским Е-3 «АВАКС») 1Л269 «Красуха-2». Примечательно, что, по словам руководства концерна, данная станция может глушить «АВАКС» на дальности несколько сот километров.

В то же время «Красуха» продолжает линию развития разработанных еще в 80-е годы ростовским НИИ «Градиент» комплексов «Пелена» и «Пелена-1». В идеологии этих изделий заложено очень простое решение, предложенное в свое время руководителем «Градиента», а позже генеральным конструктором направления РЭБ в СССР Юрием Перуновым: сигнал станции помехи должен на 30 децибел превышать мощность сигнала, по которому ставится помеха.

Судя по имеющейся информации, подавить такую цель, как Е-3 «АВАКС», очень сложно, так как у его РЛС более 30 перестраиваемых частот, непрерывно меняющихся в процессе работы. Поэтому Юрий Перунов в свое время и предположил, что самым оптимальным решением будет подавление всей полосы узконаправленной мощной шумовой помехой.

Однако у такого решения есть и серьезные недостатки – помеха «Пелены»/«Красухи» закрывает только одно направление, а с учетом того, что самолет выполняет полет по маршруту, и воздействие станции на «АВАКС» будет достаточно ограниченно по времени. А если в районе станут действовать уже два самолета ДРЛО, то даже с учетом помех при совмещении данных операторы Е-3 всё равно смогут получить нужную информацию.

Сильная шумовая помеха не только будет обнаружена средствами РТР (радиотехнической разведки) вероятного противника, но и станет хорошей целью для противорадиолокационных ракет.

Все эти проблемы были известны разработчикам «Пелены» с самого начала, поэтому более современная «Красуха» стала высокомобильной, что позволяет ей быстро уйти из-под удара, а также своевременно выйти на выгодные позиции для нанесения электромагнитного поражения. Не исключено, что против самолетов ДРЛО будет действовать не одна, а несколько станций, постоянно меняющих позиции.

Но «Красуха-2» вовсе не такая универсальная машина, способная ставить помехи многочисленным РЛС, как принято считать. Она не может одновременно ставить помехи и Е-8 «АВАКС», и Е-2 «Хокай», поскольку для каждого типа самолета ДРЛО нужна будет своя станция помех, давящая только нужный диапазон частот, которые у РЛС самолетов ДРЛО сильно отличаются.

Примечательно, что работы по «Красухе-2» начались еще в далеком 1996 году и были завершены только в 2011-м.

Идеология «+30 ДцБ» используется ещё в одной новейшей станции помех разработки ВНИИ «Градиент» – 1РЛ257 «Красуха-4», активно поставляющейся в настоящее время в бригады и отдельные батальоны РЭБ и предназначенной для подавления радиолокационных станций воздушного базирования, в том числе установленных не только на истребителях и истребителях-бомбардировщиках, но и на разведчиках Е-8 и У-2. Правда, есть сомнения в эффективности «Красухи» против радара ASARS-2, установленного на высотном У-2, так как, судя по имеющимся данным, его сигнал не только достаточно сложный, но ещё и шумоподобный.

По мнению разработчиков и военных, в определенных условиях 1РЛ257 сможет ставить помехи даже головкам самонаведения ракет «воздух-воздух» AIM-120 AMRAAM, а также РЛС управления оружием зенитно-ракетных систем «Пэтриот».

Как и в случае с «Красухой-2», «Красуха-4» это не совсем оригинальное изделие, а продолжение линейки станций помех семейства СПН-30, работы по которым начались ещё в конце 60-х годов. Новая станция использует не только идеологию старых «тридцаток», но и, несомненно, некоторые примененные в них технические решения. Работы по 1РЛ257 начаты в 1994 году и завершены в 2011-м.

Комплекс «Автобаза» также благодаря в первую очередь российским СМИ наряду с «Хибинами» стал в глазах обывателя неким супероружием, сбивающим помехами любой беспилотник. В частности, этому комплексу приписывается победа над американским БЛА RQ-170. В то же время сама «Автобаза», а также недавно принятый на вооружение Минобороны России комплекс «Москва» решают совершенно другие задачи – ведут радиотехническую разведку, выдают целеуказание комплекса радиоэлектронной борьбы и являются командным пунктом батальона (роты) РЭБ. Понятно, что к посадке американского БЛА в Иране «Автобаза» имела достаточно опосредованное отношение.

Поступающая в настоящее время в войска «Москва» является продолжением линейки комплекса управления и разведки, начало которой положил «Маузер-1», принятый на вооружение ещё в 70-е годы. В состав нового комплекса входят две машины – станция разведки, обнаруживающая и классифицирующая типы излучения, их направление, мощность сигнала, а также пункт управления, откуда в автоматическом режиме передаются данные для подчинённых станций РЭБ.

По замыслу российских военных и разработчиков, РЭБ «Москва» позволяет скрытно от противника определять обстановку и наносить внезапное радиоэлектронное поражение его силам и средствам. Но если радиотехническую разведку комплекс ведёт в пассивном режиме, то команды управления он отправляет по каналам радиосвязи и противник в определенных условиях может их перехватить. В данном случае даже нет необходимости расшифровывать сигналы, достаточно обнаружить радиообмен и это вскроет наличие всего батальона (роты) РЭБ.

Онемевшие спутники

Помимо борьбы с авиационными средствами противника большое внимание российские разработчики средств РЭБ уделяют подавлению радиообмена противника, а также глушению сигналов GPS.

Наиболее известной глушилкой спутниковой навигации является комплекс Р-330Ж «Житель», разработанный и выпускающийся концерном «Созвездие». Достаточно оригинальное решение предложил и НТЦ РЭБ, чьи изделия Р-340РП уже поставляются в подразделения Минобороны России. На гражданские вышки сотовой связи устанавливаются малогабаритные передатчики помех, чей сигнал многократно усиливается за счет антенн, расположенных на вышке.

Не только средства массовой информации, но и некоторые специалисты утверждают, что сигнал GPS заглушить практически невозможно. При этом в России технические решения «отключения» спутниковой навигации появились еще в начале 2000-х годов.

В системе GPS есть понятие «опорная частота». В основе системы лежит передача простейшего сигнала от спутника к передатчику, поэтому малейшее отклонение от заданной частоты даже на миллисекунды приведет к потере точности. Передача сигнала идет в достаточно узком диапазоне согласно открытым данным – 1575,42 МГц и 1227,60 МГц, это и есть опорная частота. Поэтому работа современных глушилок направлена именно на её блокирование, которую с учетом узости опорной частоты и при наличии достаточно мощной шумовой помехи заглушить не составляет особого труда.

Достаточно интересным решением в области подавления радиообмена вероятного противника стал комплекс «Леер-3», состоящий из машины радиотехнической разведки на базе автомобиля «Тигр», а также нескольких беспилотных летательных аппаратов «Орлан-10», оснащённых сбрасываемыми передатчиками помех, способных подавлять не только радио, но и сотовую связь. Подобные же задачи выполняет, но без использования дронов, выпускающийся концерном «Созвездие» комплекс РБ-531Б «Инфауна».

Помимо современных наземных средств радиоэлектронной борьбы в Вооруженные Силы России активно поставляются и комплексы воздушного базирования. Так, в конце сентября Концерн радиоэлектронных технологий (КРЭТ) сообщил, что в течение двух лет начнется производство модернизированных комплексов радиоэлектронной борьбы «Рычаг-АВ», устанавливаемых на вертолете Ми-8. Также в сообщении указывается, что новый комплекс будет способен ослепить противника в радиусе несколько сотен километров.

Летающий «Рычаг»

Как и в случае с другими комплексами радиоэлектронной борьбы, уже описанными в статье, «Рычаг» (полное название – вертолет Ми-8МТПР-1 со станцией помех «Рычаг-АВ») представляет собой развитие уже более 30 лет стоящих на вооружении советских и российских Военно-воздушных сил станций РЭБ семейства «Смальта», разработанных Калужским научно-исследовательским радиотехническим институтом (КНИРТИ). Главная задача как нового «Рычага», так и более старой «Смальты» достаточно простая – подавление радиолокационных станций управления оружием, а также головок самонаведения ракет вражеских зенитно-ракетных комплексов (систем).

Работы по созданию этих комплексов начались еще в 70-е годы, когда сирийские и египетские ВВС столкнулись с новыми американскими зенитно-ракетными комплексами «Хок», только что поступившими на вооружение Израиля. Так как штатные средства РЭБ оказались бессильны против заокеанской новинки, арабские государства обратились за помощью к СССР.

По первоначальному замыслу разработчиков «Смальта» должна была размещаться на автомобиле, но столкнувшись с рядом проблем, вызванных отражением сигнала от земной поверхности, разработчики решили перенести станцию на вертолет. Благодаря этому удалось не только избавиться от помех – подняв «Смальту» на такую высоту, где сигнал уже не отражается от поверхности, создатели значительно повысили ее подвижность и соответственно защищенность.

По данным Минобороны России, во время августовской войны 2008 года в Южной Осетии и Абхазии применение Ми-8СМВ-ПГ с установленными на борту станциями «Смальта» привело к тому, что дальность обнаружения РЛС наведения ракет грузинских зенитно-ракетных комплексов «Бук-М1» и С-125 снизилась в 1,5–2,5 раза (с 25–30 км в безпомеховой обстановке до 10–15 км в условиях применения помех), что, по мнению российского военного ведомства, эквивалентно снижению числа пусков ракет примерно в два раза. В среднем дежурство вертолетов РЭБ в воздухе занимало от 12 до 16 часов.

Судя по имеющимся данным, станция «Рычаг» способна не только автоматически обнаруживать, принимать, анализировать и подавлять сигналы вражеских РЛС независимо от используемого режима излучения (импульсный, непрерывный, квазенепрерывный), но и при постановке помех действовать достаточно избирательно, не подавляя свои радиолокационные станции.

Работы по «Рычагу» начались еще в 80-е годы, а первый опытный Ми-8МТПР со станцией помех «Рычаг-БВ» вышел на государственные испытания в 1990-м. Правда, в результате распада СССР и снижения финансирования работы по новой станции КНИРТИ возобновил только в 2001 году, но уже под обозначением «Рычаг-АВ». Государственные испытания вертолета Ми-8МТПР-1 с новой станцией успешно завершились в 2010-м.

Идеологически новая вертолетная станция близка к разработанным ростовским ВНИИ «Градиент» наземным «Красуха-2» и «Красуха-4» – это постановка мощных узконаправленных шумовых помех. Правда, как и в случае с 1Л269 и 1РЛ257, сигнал «Рычага» хорошо виден для средств радиотехнической разведки противника. Также не следует забывать, что не только в России, но и на Западе активно ведутся работы по созданию зенитных ракет, способных наводиться именно на источник с сильным радиоэлектронным сигналом.

Так что случилось с «Куком»?

Работы по созданию новейшего бортового комплекса обороны «Хибины» (изделие Л175) начались в Калужском научно-исследовательском радиотехническом институте еще в конце 80-х годов. Новое изделие изначально рассчитывалось только для установки на фронтовые бомбардировщики Су-34, и благодаря заинтересованности в новой станции главного конструктора самолета Роллана Мартиросова к работам по «Хибинам» активно привлекались конструкторы ОКБ Сухого.

Станция «Хибины» не просто устанавливается на Су-34 и непрерывно обменивается информацией с БРЭО фронтового бомбардировщика, но и выводит данные об обстановке на специальный дисплей, размещенный на рабочем месте штурмана.

Примечательно, что судя по демонстрируемым Концерном радиоэлектронных технологий в рекламных целях видеозаписям индикатора РЛС, подвергающегося воздействию комплекса «Хибины», видны признаки применения опять же мощных шумовых помех. В то же время на видео нет «звездочек» – имитационных помех, названных так из-за характерного звездообразного узора. Хотя такой тип помех и указывается в рекламных материалах.

Новейшие станции помех, впрочем, как и «Рычаг», уже успели принять участие в боевых действиях: оснащенные «Хибинами» фронтовые бомбардировщики Су-34 во время войны в августе 2008 года осуществляли групповую защиту ударных самолетов, а также вели радиотехническую разведку. Судя по имеющимся данным, командование ВВС высоко оценило эффективность Л175.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что «Хибины» – это станция радиоэлектронной борьбы, оснащенная сложной многоканальной антенной решеткой, способная ставить мощные шумовые, а также имитационные помехи и вести радиотехническую разведку. Л175 может не только защищать отдельные машины, но и успешно выполнять функции станции групповой защиты.

Однако устанавливать «Хибины» пока можно только на Су-34, так как бортовая система электропитания этих фронтовых бомбардировщиков специально адаптирована к применению новейшей станции РЭП, вероятно, требующей для своей работы достаточно много электроэнергии.

Поэтому ответ на вопрос, что «Хибины» сделали с американским эсминцем, будет не сенсационным – такая станция во время облета фронтовым бомбардировщиком Су-24 эсминца ВМС США «Дональд Кук» не применялась. Ее попросту не могло быть на борту самолета этого типа.

Таинственный «Порубщик»

Помимо уже упомянутой в первой части статьи станции РЭБ «Мурманск-БН» ореолом секретности покрыта еще одна недавно поступившая на вооружение, но на этот раз Воздушно-космических сил (ранее ВВС) России машина – самолет Ил-22ПП «Порубщик». О «Порубщике» известно только то, что на нем установлены боковые антенны, а также буксируемая в полете станция, разматывающаяся за самолетом, по некоторым данным, на несколько сотен метров.

Еще в конце 2000-х годов концерн «Созвездие», выполняющий работы по созданию автоматизированных систем управления (ЕСУ ТЗ «Созвездие») и станций радиоэлектронной борьбы, ориентированных в первую очередь на подавление средств вражеской радиосвязи и автоматизированного управления войсками (Р-531Б «Инфауна»), совместно с ТАНТК имени Г. Бериева (авиастроительное предприятие "Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Г. М. Бериева") начал работы по самолету управления и ретрансляции данных А-90, по некоторым данным, в рамках ОКР «Ястреб».

В 2012 году в ходе работ по ОКР «Дискомфорт» концерном «Созвездие» проведены наземные государственные испытания аппаратуры многофункционального комплекса РЭБ воздушного базирования. При этом на новом комплексе якобы применяются уникальные технические решения в части высокопотенциальных антенных решеток и СВЧ-усилителей мощности с жидкостным охлаждением. Примечательно, что работы по «Дискомфорту» также начались в конце 2000-х годов.

Но уже в 2013-м в опубликованном перспективном плане закупок авиационной техники для ВВС России до 2025 года вместо А-90 назывался некий «Ястреб» (без указания А-90), причем только в планах закупки-модернизации с 2021 по 2025-й. Из данного документа стало известно, что российские Военно-воздушные силы планируют закупать Ил-22ПП «Порубщик» до 2020 года.

Если сложить все имеющиеся данные, то можно предположить: Ил-22ПП и А-90 предназначены для выполнения одних и те же задач и не исключено, что в настоящее время А-90 и «Дискомфорт» так или иначе объединились в работах, связанных с «Порубщиком».

Возможно, Ил-22ПП не просто самолет с комплексом радиоэлектронной борьбы, предназначенный в первую очередь для подавления связи и АСУ противника, но и летающий командный пункт управления средствами радиоэлектронной борьбы, способный самостоятельно вести радиотехническую и радиоэлектронную разведку.

Палка о двух концах

Надо признать, что в настоящее время Минобороны России активно развивает направление радиоэлектронной борьбы, не только формируя соединения и части РЭБ, но и оснащая их современной техникой. Российские военные научились глушить «АВАКС», бортовые радиолокационные комплексы, а также линии связи противника и даже сигналы GPS, фактически по некоторым направлениям занимая лидирующее положение в мире.

Как пример можно привести результаты применения Российской армией средств радиоэлектронной борьбы во время войны с Грузией в августе 2008 года. Несмотря на наличие у противника достаточно современных средств противовоздушной обороны, включая зенитно-ракетные комплексы «Бук-М1» и прошедшие модернизацию С-125, а также большого количества РЛС как советского, так и иностранного (в основном французского) производства, на счету грузинской ПВО всего два российских самолета – Ту-22М3, сбитый при невыясненных обстоятельствах, и Су-24 из состава 929-го ГЛИЦ, уничтоженный либо польским ПЗРК «Гром», либо израильским ЗРК «Спайдер».

Части и подразделения радиоэлектронной борьбы Сухопутных войск отчитались практически о полном подавлении линий связи грузинской армии (эпизодически работала только спутниковая связь), а также о подавлении линий связи грузинских БЛА, приведшем к потере нескольких летательных аппаратов. Так что высказанные в первой части статьи опасения американских журналистов имеют под собой определенную почву.

Но все же приходится признать, что в развитии сил и средств РЭБ есть некоторые трудности. Во-первых, надо понимать, что применение средств радиоэлектронной борьбы должно быть сопряжено с четким контролем всей электромагнитной обстановки в районе боевых действий. Как показывает опыт современных войн и военных конфликтов, в частности уже упомянутой войны с Грузией, средства РЭБ при неправильном применении одинаково сильно бьют как по противнику, так и по своим войскам.

По данным ВВС России, в августе 2008 года при подавлении грузинских РЛС самолетами Ан-12ПП наблюдались помехи также и российским станциям, находившимся на расстоянии 100–120 километров от зоны постановки помех. Наземные станции Сухопутных войск ВС РФ одинаково эффективно подавляли линии связи – как грузинские, так и собственных войск.

Кроме того, надо учитывать, что в районе конфликта работают и гражданские радиоэлектронные средства – каналы связи, обслуживающие «скорую помощь», подразделения МЧС, полиции. И если в настоящее время российские военные, имеющие в прошлом негативный опыт, активно учатся действовать в условиях применения своих средств РЭБ, то о воздействии на гражданский сектор в военно-промышленном комплексе, похоже, никто не беспокоится.

Во-вторых, если внимательно посмотреть на представленную промышленностью линейку продукции РЭБ, то бросается в глаза большое количество станций, особенно это касается изделий КРЭТа, являющихся фактически идеологическим, а местами и техническим продолжением комплексов, разработанных в 70–80-х годах. И те же «Красухи», «Рычаг» и «Москва» могли появиться в середине – конце 90-х, но их появление затормозилось из-за хронического недофинансирования.

Большинство комплексов РЭБ сделано по одному принципу – постановка мощных шумовых помех, что, как уже было сказано, имеет как значимые недостатки, так и не менее значимые преимущества. Но до недавнего времени практически не использовавшиеся миллиметровый и террогерцовый диапазоны в настоящее время все чаще и чаще привлекают внимание производителей не только радиоэлектронного оборудования, но и высокоточного оружия.

На так называемых "нижних" диапазонах, к примеру, может быть всего десять каналов, а уже на 40 ГГц их уже будут сотни. И разработчикам РЭБ нужно «закрывать» все эти каналы, а это достаточно большая полоса частот, и значит, требуются более сложные средства радиоэлектронной борьбы с большой канальностью (многоканальные), что в свою очередь приводит к увеличению потребляемой мощности, массогабаритных показателей станций помех и уменьшению их подвижности.

Но если отойти от науки, то и в системе разработки российских комплексов РЭБ есть одна большая организационная проблема. Фактически сейчас разработку и выпуск средств радиоэлектронной борьбы ведет не только КРЭТ, но и недавно созданная Объединенная приборостроительная корпорация (куда вошли концерны «Вега» и «Созвездие), отдельные организации из состава Роскосмоса и Росатома и даже частные предприятия.

Следует отметить, что работы местами дублируются и пересекаются, нельзя забывать и о таком явлении, как лоббизм определенных разработок и фирм. Первой попыткой реорганизовать работы в области создания РЭБ стало недавнее назначение указом президента генерального конструктора по направлению РЭБ. Но насколько будет эффективно это решение, покажет время.

Автор: Алексей Рамм
Постоянный адрес публикации на нашем сайте:
QR-код адреса страницы:
(Наведите смартфон, сосканируйте код, читайте сайт на смартфоне)
64 мнения. Оставьте своё
№1 gagas 7 ноября 2015 21:39
0
Чухча?
№2 Сергей_Захаров 7 ноября 2015 21:50
+9
Большая статья ели осилил. Сказал бы проще "пиндосам" до нас, лет двадцать пахать в этой области.) smile
№3 littre 9 ноября 2015 10:49
0
годика три этак назад, когда только стали широко распространяться вертолетики на радиоупривлении, я накупил с ебея несколько таких, поиграться, в детстве таких не было...
несколько, потому что на работе коллеги попросили им тоже заказать
Получил, дома проверил, летают супер, гироскоп облегчает управление даже новичкам
привез отдавать, стали пробовать - некоторые так же отлично летают, а часть из них после включения дают полный газ и тут же - хряп об потолок!!!
если поднести пульт вплотную - то вроде рулится
выяснилось, что китайцы комплектуют модельки двумя видами приемников - на 27 и на 40мгц
27 у нас официально разрешен под civil band - любительская радиосвязь без лицензии
а 40 вроде как низя
но!!! 40ой диапазон получается свободен везде, а 27в силу его широкого распространения сильно зашумлен до такой степени, что управления просто нет вообще

вот такое вот РЭБ, с которым мне пришлось лично столкнуться
было очень неприятно, когда твой вертолет от тебя улетает, а ты ничего поделать не можешь
№4 luiza_isla 8 ноября 2015 02:09
+7
Цитата: gagas
Чухча?

Про автора данной статьи был пост в ЖЖ:
"В январе 2011 года у меня в блоге было несколько записей, касающихся разоблачения одного липового ветерана боевых действий. Подробности последовательно по ссылкам: раз, два, три, четыре.
Для тех, кто начал читать меня после тех событий, разъясню суть дела.
В 2010 году в некоторых оппозиционных околовоенных изданиях и блогах появляются статьи некоего Алексея Гайдая, который сообщает о жутких подробностях реформы ВС РФ: все плохо, ничего не работает, солдаты голодают. Как впоследствии выяснилось, данный автор присутствует под разными никами на одном из уважаемых военно-исторических форумов и в ЖЖ. И в каждом из этих мест, полагаясь на мнимую анонимность, он рассказывал различные подробности из своей биографии, которые никак не стыковались между собой. Если все суммировать, то выяснялось, что автор служил и срочную, и контрактную службы, причем и во внутренних войсках МВД, и в войсках Министерства обороны, учился на военного психолога и одновременно воевал три с лишним года в Чечне, был уволен из армии, но каким-то образом продолжал военную службу. Выяснилось и настоящее имя этого "героя" - капитан Алексей Рамм , психолог 74-й мотострелковой бригады.
Больше всего меня возмутило, то, что данный офицер лгал о своем участии в боевых действиях, что среди ветеранов считается большим позором. После соответствующих записей в моем журнале, Рамм в своем блоге заявил, что биография придумана для литературного проекта "Алексей Гайдай", но никак не смог объяснить почему он, лично от своего имени, а не от литературного героя, присвоил себе ветеранский статус. Вместо этого он обвинил меня в связях с кровавой гэбней и желании сжить его со свету за творческую деятельность.
Вот скриншот этой записи. Вы уже не найдете ее в блоге Рамма , т.к. он зачем-то сначала стер часть комментариев, затем полностью все, а потом и саму запись. Она доступна по тем ссылкам в начале записи
Ну и что же дальше? Неужели нашего липового ветерана сжили со свету спецслужбы и министерство обороны, которых я на него якобы натравил? Да ни в коем разе, он продолжает службу в рядах Вооруженных сил, вырос в звании (уже майор!), катается по стране (в рамках инспекций?).
Вот в Торжке (скриншот с персональной странички Рамма на Фейсбуке)

Вот пишет, что на авианосце "Адмирал Кузнецов" в поход выходит в Средиземное море

Публикует стихи Волошина, видимо, вспоминая о своем "ветеранстве" и "боевых" днях..

Вот так "тяжело" живет липовый ветеран, которого не смогли "сжить со свету" ни МО, ни спецслужбы, ни twower. И погоны ему не жмут, и совесть не мучает. Даже извиниться за свою наглую ложь об участии в боевых действиях майор Рамм никак не желает."
№5 Данилович 24 ноября 2015 00:21
0
Когда дочитал до места где он пишет, что на Су-24 не могут быть установлены "Хибины", сразу понял, что пишет проходимец...
"Хибины" на Су-24 устанавливаются в подвесном контейнере.
№6 poly1 7 ноября 2015 21:46
-22
эх , лучше бы была бы новость , что граждане скажем Германии едут в Россию на работу , а не наоборот(
№7 jibr71 7 ноября 2015 23:34
+11
граждане германии в мечеть едут а не на работу.а у нас своих работников хватает.вы вот только смердите,хотя это тоже работа хоть и гнилая
----------
ничто так не вызывает доверия как предоплата
№8 poly1 7 ноября 2015 23:40
-9
ну пускай не Германии а Швеции или Австрии , сути дела не меняет
№9 valeris 7 ноября 2015 21:54
+6
Зря это все так подробно.
№10 Dmitriy77 7 ноября 2015 21:54
+5
Новейшие станции помех, впрочем, как и «Рычаг», уже успели принять участие в боевых действиях: оснащенные «Хибинами» фронтовые бомбардировщики Су-34 во время войны в августе 2008 года осуществляли групповую защиту ударных самолетов, а также вели радиотехническую разведку. Судя по имеющимся данным, командование ВВС высоко оценило эффективность Л175.

Источник: https://politikus.ru/army/62333-elektronnaya-voyna-mify-i-pravda.html
Politikus.ru

Не читайте эту статью. В 2008 году на вооружении ВВС РФ не было этих самолетов))))))))
№11 Bara 7 ноября 2015 22:19
+6
Была парочка... И как раз для РЭБа использовали...
https://tvzvezda.ru/news/forces/content/201510080752-gi3n.htm

Новейшему российскому истребителю-бомбардировщику Су-34 не впервой быть испытанным реальными боевыми действиями. В августе 2008 года пара этих самолетов впервые появилась над районами боестолкновений во время операции по принуждению Грузии к миру, произведя там настоящий фурор. Тогда российские Су-34 были задействованы в подавлении средств радиоэлектронной борьбы грузинских сил ПВО.

Эта задача была успешно решена за счет применения бортового комплекса радиоэлектронного противодействия «Хибины», который обеспечил радиопеленгацию зондирующих сигналов радиолокаторов, искажая параметры отраженного сигнала. Кроме того, бортовым вооружением Су-34 по позициям зенитно-ракетных комплексов грузинских формирований были нанесены несколько бомбо-штурмовых ударов, что позволило полностью нейтрализовать средства ПВО в районе Гори.
№12 Зритель 7 ноября 2015 22:21
+3
" Первый самолет опытной серии Су-34 (Т-10В-5) полетел 28 декабря 1994 г. До 1998 г. планировалось выпустить 12 самолетов первой серии, в итоге в 1994-2003 г.г. выпущено 4 самолета установочной серии и предсерийный прототип Т-10В-4 с полным комплектом БРЭО. В июне 1995 г. на международном авиасалоне в Ле Бурже самолет был представлен под названием "Су-32ФН" (Su-32FN - Fighter Navy).

20 марта 2014 г. Су-34 официально принят на вооружение ВВС России."

источник: "https://dokwar.ru/publ/vooruzhenie/aviacija_i_flot/su_34_frontovoj_bombardirovshhik/15-1-0-1551"

Вполне могли летать и 2008 - отличная возможность провести боевые испытания.
№14 perekos 8 ноября 2015 12:56
+2
Меня насторожила заставка к статье, где "Красуха" краснухой названа. Профессионал такую ошибку ни за что не допустит. Вообщем правдоподобный бред.
№15 Данилович 24 ноября 2015 00:25
-1
В 2008 году Су-34 был, правда один..., и именно он подавлял радары грузин.
№16 Alexandr020857 7 ноября 2015 22:02
+7
Ура-патриотам на заметку, ещё много предстоит сделать. Жаль, молодёжь неохотно изучает радиотехнику.
№17 klava 7 ноября 2015 22:07
+2
Так и скажу сыновьям! rtfm skalka
№18 poly1 7 ноября 2015 22:09
-9
да и радиодетали в быту практически все импортные , забыл когда отечественные нужны были
№19 jibr71 7 ноября 2015 23:36
+2
жаль что у вас такой невеликий мозг,могли бы без методичек выдать завалящую мыслю
----------
ничто так не вызывает доверия как предоплата
№20 poly1 7 ноября 2015 23:39
-5
Вы в теме или так потрындеть ?
№21 Elmr 7 ноября 2015 23:54
-3
а у тебя jibr71 прям мозК из всех дыр аж повылазил...
№22 Данилович 24 ноября 2015 00:29
-2
Вся военная электроника на отечественной элементной базе.
Поэтому не путайте радиобарахолку с оборонкой.
№23 poly1 24 ноября 2015 09:11
+1
блин... патриотизм и внимательность не совместимы ?? в моем комменте специально для вас написано радиодетали в быту
diablo
№24 MALISH 7 ноября 2015 22:20
+1
Вы ошибаетесь - в приличные технические ВУЗ-ы конкурс зашкаливает.
№25 vvvbel 7 ноября 2015 22:36
0
Молодёжь всё неохотно сейчас изучает ... есть много более
интересных занятий smile
Видеоблогер например ... К чему забивать мозг радиотехникой belay
----------
Владимир
№26 Juggernaut 7 ноября 2015 22:04
+10
Конечно автор (Алексей Рамм) как обозреватель военной техники не мало знает о технической стороне этих вопросов, однако он не может знать о тех разработках, модификациях и их свойствах, которые составляют государственную тайну, которые могли быть применены. Поэтому его аналитика весьма понятна, но ограничена лишь известными ему данными, что объективно не может давать исчерпывающий ответ на некоторые вопросы и нюансы. Но в нашем случае надёжнее всего опираться на фактическую действительность - если имело место быть последствиям (например инцидент с Куком), то у них обязательно была и соответствующая причина (допускаю что может и не Хибины, но что-то иное)! Я так думаю. belay
№27 sergey_tumanov 8 ноября 2015 00:59
+1
Уже давно говорилось, что если что и было, то точно не Хибины. Но мало кто слушал, ведь легенда красивая)
№28 Данилович 24 ноября 2015 00:31
-1
Вам так хочется, что бы это было легендой?
№29 sergey_tumanov 24 ноября 2015 00:37
0
Нет, мне-то как раз хочется, чтобы это было правдой. Но почитайте что говорят об этом специалисты. Увы, но это легенда и есть.

Хибины на Су-24 вообще не ставились никогда, да и свойств у них таких, ослепить эсминец, просто нет.
№30 Данилович 24 ноября 2015 11:01
-1
[Нет, мне-то как раз хочется, чтобы это было правдой. Но почитайте что говорят об этом специалисты. Увы, но это легенда и есть.


Вы автора статьи называете специалистом?

[Хибины на Су-24 вообще не ставились никогда, да и свойств у них таких, ослепить эсминец, просто нет.


А какие у них свойства есть? Кофе варить для экипажа? Или мобильник отключить?
Вот еще один миф придуманный ура-патриотами:

Ослеплены радары, нарушена работа электронных систем наведения, а также установлена помеха спутниковой съемке в «пузыре» диаметром в 600 км, сообщает один из натовских генералов в издании Daily OSNet.

Из зоны боевых действий в северной Сирии пришла новость о развертывании новой российской электронной системы помех, которая может, как сообщается, ослепить радары, нарушить электронные системы наведения, и также помешать спутниковой съемке.

Это последнее сообщение следует за более ранним докладом о российском крейсере с установленной системой противоракетной обороны S-300, развернутой у берегов Латакии. Обе эти системы составляют то, что верховный главнокомандующий НАТО генерал Филипп Бридлав описывает как «российский пузырь» A2 / AD (анти-доступа / запретной зоны) в Сирии, пишет Daily OSNet.

В результате, НАТО оказалось эффективно ослеплено внутри пузыря диаметром 600 км, с центром в российской базе в Латакии. Далее автор пытается понять, что за секретное оружие русские развернули в Сирии. Предполагает, что рассматриваемая технология вроде похожа на КРЭТ Richag (улыбнуло), но по всей видимости с функциями более крупных масштабов. Тактический вариант этой системы был представлен журналистам в России еще в апреле 2015.
№31 sergey_tumanov 24 ноября 2015 11:06
0
№32 Kutukita 8 ноября 2015 08:53
+4
Цитата: Juggernaut
автор (Алексей Рамм) как обозреватель военной техники не мало знает о технической стороне этих вопросов

Ну, технарём его язык не поворачивается назвать после "террогерцового диапазона". Такая приставка скорее из области лирики, а не физики, где приняты терагерцы.
----------
Боги – суть предки наши
№33 perekos 8 ноября 2015 13:09
0
Этот малахольный сразу на "террогерцы" замахнулся, пропустив Гигагерцы. В его воспалённом мозгу разницы видимо нет никакой.
№34 MALISH 7 ноября 2015 22:10
+30
Двойственное впечатление от статьи: вроде как что-то делается, но не то. Хибин на СУ-24 не было, но Кук обосрался; Автобаза ни при чем, но иранцы суперсовременный американский БПЛА, защищенный больше чем Пентагон, не просто ослепили, но и посадили на своем аэродроме; Красуха не может ставить помехи всем видам воздушных пунктов управления, но Авакс глушит намертво. И так почти по всем позициям. Делается четкий акцент на том, что все разработки древние как пирамиды Хеопса; сообщается о том, что разработчик КРЭТ ведет активную рекламную пиар-компанию, хотя КРЭТ в таковой не очень нуждается, так как работает в рамках государственной целевой программы и производит не женские прокладки и детское питание - зачем ему пиар? В общем, странная статья странного автора.
№35 Bara 7 ноября 2015 22:25
+4
Те же впечатления...
И почему то автор совсем не упомянул, то что за эти десятилетия компьютерная индустрия шагнула далеко в будущее. А это новые ОЗУ ПЗУ и т.д. Не говоря уже о процесорах и памяти, что очень СЕРЬЕЗНО повышает быстродействие, селекционирование целей и частот.

И что-то совсем ничего не сказал о очень интересном комплексе Ртуть...
№36 FAN-FAN 8 ноября 2015 00:22
0
А кто вам сказал, что Кук обосрался? Где доказательства? По-моему это такая - же туфта, как и то, что наш Су-24 вырубил всю электронику амерского корабля. Какой-то один балбес написал об этом, высосав это из пальца, а остальные такие-же балбесы подхватили и в патриотическом угаре разнесли по всем уголкам нашей страны.
Правильно пел Высоцкий про слухи - "а бяззубые старухи их разносют по умам"
№37 BONNI 7 ноября 2015 22:11
0
Все бы хорошо, но букв многовато... rtfm
----------
«Демократию делать - это вам не лобио кушать. Всех противников демократии будем расстреливать на месте». Джаба Иоселиани
№38 TalisMan 7 ноября 2015 22:12
+2
Автор зря назвал Красуху-2 и Красуху-4 - большие комплексы на многоосных грузовиках - самолетными средствами. Правильно будет: средства радиоэлектронной борьбы с самолетными средствами. Нельзя считать недостатком Красухи-2 невозможности постановки помех ДРЛО Хокай, для этого есть другие средства. Скомплексировать их невозможно по причине массо-габаритных ограничений. Или надо на железнодорожных платформах комплексы строить?
№39 derik 7 ноября 2015 22:12
+5
А еще на картинке написано КРАСНУХА... lols
№40 sergey_tumanov 8 ноября 2015 01:00
+4
Тоже поржал... хорошо хоть не Золотуха)
№41 Сергей_С. 7 ноября 2015 22:13
+1
На картинке к статье в конце приплели название болезни. ))) Поржал! Вечер удался.
№42 raya 7 ноября 2015 22:16
+6
Тухта а не статья.Можно подумать,что все технические данные выложены в свободной прессе,а если что и выставляется,то для дезинформации.А у автора просто богатая фантазия.
№43 TalisMan 7 ноября 2015 22:19
+5
Авакс глушится не намертво, а на время полёта в его сторону средств уничтожения. А вот они работают намертво.
№44 Владимир_Анисимов 7 ноября 2015 22:20
+4
Однозначно...статья туфта...автор набрался "верхушек" а значит и ни в чём по сути не разбирается...много таких деятелей развелось в последнее время, чтобы вредить России и принижать роль её...если обьективно...кстати статья заказная...под "маркой" словоблудия научно-технического...опыт есть такой у меня... fellow
№45 Зритель 7 ноября 2015 22:32
+4
реальное ТТХ, конечно, просто так никто не покажет, То, что пишут о вооружениях, какие бы они ни были - только приблизительные оценки. Зная суть проблемы и имея соответствующее образование можно достаточно точно определить как работает та или иная система и понять её ограничения. Но не покопавшись в оборудовании, по одним конфигурациям антенн - можно только предположить что - вот эта антенна - длинноволновая, эта -УКВ и т.п. Не имеет данная статья реальных оснований для критики. То, что разработки начинались во времена оные - ну и что? Ружжо тоже начали разрабатывать хер знает когда, а все разрабатывают и разрабатывают. Ну ни дебилы, а?
№46 SIM17 7 ноября 2015 22:35
+5
Посмотрел на картинке КРАСНУХА поражал и дальше читать не стал...
№47 aureale 7 ноября 2015 22:38
+5
Дилетант для дилетантов о дилетантстве... Может, кому-то и понравилось... Такие ура-статьи с одновременным разоблачением... Муть
№48 Александр 33 7 ноября 2015 22:47
0
как правильно Краснуха или Красуха??? tarakan
№49 Roy 7 ноября 2015 22:58
+5
История про "Дональд Кук" меня всегда немного смущала. Возможно наш самолёт его полностью ослепил, но вся история о том, что моряки все разом написали рапорта на увольнение выглядит не очень правдоподобно.
Я в 1988 году в Севастополе проходил практику на кораблях Черноморского флота. Много раз выходили в море на стрельбы.
В такие моменты все моряки находятся на своих боевых постах. Кто за торпедными аппаратами, кто в машинном отделении, кто за артиллерийскими орудиями и так далее. Кто там кого ослепил и какие радары кого не видят знают только те, кто непосредственно находится на этом боевом посту. О том, что корабль "ослеплен" реально понимали только командир с его помощниками и несколько человек из числа тех, кто смотрит на экран РЛС.
Все остальные об этом даже не догадывались. Даже если им потом рассказали о том, что самолёт ставил помехи и его не могли сбить штатными средствами ПВО, то это не могло произвести на них такого сильного впечатления, как нам всем рассказывают.
Я патриот своей страны и не люблю пиндосов, но еще сильнее я не люблю шапкозакидатенльские разговоры и статьи, где все наши противники представляются слабосильными недоумками, которых мы победим одним левым мизинцем.
№50 zakkharchuk_zakhar_yauhen 9 ноября 2015 11:55
0
по-моему проходила инфа, что 28 человек написали рапорта
№51 Тур_Хиердал 7 ноября 2015 23:03
+5
Поэтому ответ на вопрос, что «Хибины» сделали с американским эсминцем, будет не сенсационным – такая станция во время облета фронтовым бомбардировщиком Су-24 эсминца ВМС США «Дональд Кук» не применялась. Ее попросту не могло быть на борту самолета этого типа.


А вот это спорное утверждение. Мне приходилось служить на опытовых подводных лодках. На нас обкатывались всякие новинки, которые применялись в дальнейшем на новых проектах.
Так,что не вижу причин, чтобы конкретный Су-24, не имел Хибины.
У нас на древнем 613-м проекте, вполне мог стоять суперовский навигационный комплекс, для обеспечения ракетных стрельб. И проблемы эл. питания решали без проблем.
Я уж молчу о лазерном оружии на борту старых транспортников. Там чтобы вставить энерго установку вырезали и расширяли среднюю часть корпуса. winked
----------
«Украинская Суверенная Соборная Независимая Риднесенька Дорогесенька Антимоскальская Гордая Офигенная Империя»
№52 Андрей066 7 ноября 2015 23:12
+3
все обгадел....у автора и в космос не мы летали....5 колонка
№53 Владимир_Анисимов 7 ноября 2015 23:15
+4
Вообщем так...автор лжёт что на Су-24, не было "хибин", и они только якобы предназначены для Су-34...это полная ерунда..."хибины" это контейнер на законцовках крыла обычно, где располагаются самые лёгкие ракеты..или в другом месте...неважно...включить "хибины" которые располагаются на законцовках крыла, в виде контейнера и крепление под пилон...как два пальца об асфальт...установка его..это сущие пустяки...это либо оптоволонный кабель, с дешифратором от програмного обеспечения в кабине в зависимости от задач...а если грубо...то витой парой...просто включив его...и всё...какие сложности...дочери "офицеров" с пентагона обосранного...автору за взброс..незачёт... smile
№54 Dmitriy77 7 ноября 2015 23:30
+1
автор не НАШ)))) А Крым - НАШ))
№55 Данилович 24 ноября 2015 00:51
-1
- Су-24МК / Су-24МК2 - контейнер КС-418Э с комплексом РЭП "Хибины".


- Су-24МК / Су-24МК2 - контейнер КС-418Э с комплексом РЭП "Хибины".
№56 Данилович 24 ноября 2015 01:00
-1
Как доморощенные рептилоиды не хотят лицезреть обоср*вшегося в Черном море Кука...
Это же их боги..., а мы со своими "Хибинами" - богохульники. Глумимся над их святынями...
Эти мальчиши с самого детства при виде американской жвачки, слюни до земли пускали..., а мы так грубо попираем их надежду..., их мечту.
№57 dedaborja 7 ноября 2015 23:19
+3
"...поэтому малейшее отклонение от заданной частоты даже на миллисекунды приведет к потере точности..."

Может быть на Герцы всё-таки.
№58 Юрий Г. 8 ноября 2015 00:06
+1
Может имел ввиду, что отклонение частоты на герцы в течение милисекунд? Хотя это тоже глупость было бы...
№59 ruman 7 ноября 2015 23:27
+4
Цитата: SIM17
Посмотрел на картинке КРАСНУХА поражал и дальше читать не стал...

это видимо дэза для врага! чтоб потом поржать когда на западе будут краснухой пугать)
№60 Анатолий Сергеевич 7 ноября 2015 23:36
+4
Чтобы ,что то коментировать ,нужно быть специалистом ,а так это просто ля- ля.
№61 Катализатор 8 ноября 2015 05:27
0
Смысл статьи в том, что секретные технологии должны маскироваться ещё и дезинформацией - чем больше будет в доступе противоречивой информации, тем труднее будет врагу разобраться с реальностью... smile
№62 FarEast 8 ноября 2015 06:16
+7
Автор утверждает что практически все разработки РЭБ основаны на простой постановке помех повышенной мощности. Эта статья как-бы с подвигает к мысли что за период с 60-70 годов и по сей день ничего нового не придумано. А этот "товарищ" хоть знает что такое интерференция? Что будет с результирующем сигналом который будет принимать приёмник если будет излучаться точно такой же сигнал но в противофазе ? Это так маленький пример сотой доли процента применения физических свойств в этих средствах. Статья показать, что все новые средства РЭБ это пиар и самореклама производителей, а военные глупые и ничего непонимающие, принимающие всё на веру уверений производителя.
№63 Пушкарь 8 ноября 2015 09:10
0
-----Позже в Интернете появилась фотография якобы памятной монеты (по другим данным – медали), отмечающей этот исторический облёт, причем с задней стороны изделия было написано «Урок миролюбия».------

Не медаль, и не монета, а памятный жетон. Отчеканен на Московском монетном дворе в кол-ве 1000 штук. Кто заказчик - неизвестно, возможно, какой,- нибудь клуб собирателей. Вот, собственно, и он - https://coins.lave.ru/forum/download/file.php?id=3328235&mode=view
№64 OFFkos 8 ноября 2015 12:28
0
Снимаю шляпу!