Обсуждаемое
Опрос
Популярное
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Рейтинг
Видео
Смогла 29-03-2024 Смогла

Огромные военные дирижабли взлетают в российское небо

Огромные военные дирижабли взлетают в российское небо

Для многих будет открытием, но в России в составе Министерства обороны действует специализированная Воздухоплавательная служба ВВС. Основная деятельность ее связана с испытаниями, эксплуатацией и совершенствованием аэростатной техники, находящейся на вооружении нашей армии. На базе Воздухоплавательного испытательного центра (13-й ВИЦ ВВС), расположенного в режимном городе Вольск Саратовской области, испытываются новейшие воздухоплавательные системы.

Дирижабли – птицы

В отличие от Европы и Америки, дирижабли в России изначально были связаны с военной службой. Наблюдая за бурным развитием дирижаблестроения в Германии и Франции, военное ведомство Российской империи решилось закупить наиболее удачные конструкции для своей армии. Поступающим из-за границы аппаратам давали, как правило, имена птиц. В 1909 в войска русской армии поступил первый зарубежный дирижабль Lebaudy полужесткого типа, который в России получил название «Лебедь».

При этом российские военные инженеры в 1908 году сами смогли разработать, построить и поднять в небо свой первый отечественный дирижабль под названием «Учебный». Этот аппарат был вполне сравним с лучшими зарубежными образцами того времени.

В 1910 году Россия своими силами построила уже три дирижабля: «Кречет», «Голубь» и «Ястреб». Столько же дирижаблей в тот год было закуплено во Франции: Clement-Bayard, переименованный у нас в «Беркут», Zodiac-VIII — в «Чайку» и Zodiac-IX — в «Коршуна». У Германии тогда же был закуплен дирижабль Parseval PL-7, ставший в России «Грифом».

В последующие годы у нас также строили свои дирижабли, параллельно закупая воздушные суда этого типа и за рубежом. В 1911 году Россия купила у Швеции мягкий дирижабль «Форсман». В 1912-1913 годах в войска были поставлены отечественные дирижабли: «Кобчик», «Сокол», «Альбатрос» и «Альбатрос-II». Тогда же было приобретено два французских дирижабля: Clement-Bayard, ставший «Кондором», Astra-XIII — ставший «Астрой», и германский Parseval PL-14, переименованный в «Буревестник».

Огромные военные дирижабли взлетают в российское небо


Дирижабли на Первой мировой

К началу Первой мировой войны Российская империя стала одной из наиболее мощных воздухоплавательных держав в мире: в войсках имелось 15 дирижаблей. Для сравнения — у Германии в то время было 18 аппаратов. В 1915 году в Петрограде был построен крупнейший дирижабль Российской империи — «Гигант», имевший длину 114 метров. Правда, во время первого же полета он потерпел крушение. Несмотря на ограниченность средств в военное время, в 1916 году у Великобритании купили для армии два дирижабля серии Coastal, получившие названия «Черномор-1» и «Черномор-2».

Улетали дирижабли на Гражданскую войну

Еще не закончилась гражданская война, а в небе Советской республики уже появился дирижабль «Красная звезда», который был создан из фрагментов французского аппарата «Астра». А в 1923 году слушатели Высшей Воздухоплавательной школы в Петрограде по собственной инициативе из старых привязных аэростатов построили первый советский дирижабль «VI Октябрь».

В 1923 году при Обществе друзей воздушного флота СССР был создан специальный Воздухцентр, в задачи которого входило содействие развитию дирижаблестроения в советской России. Впоследствии эта организация была переименована в воздухсекцию Осоавиахима СССР. Осенью 1924 года усилиями членов этой организации был построен дирижабль мягкого типа «Московский химик-резинщик».

Золотой век дирижаблестроения

По-настоящему «золотым веком» отечественного дирижаблестроения стали 1930-е годы, когда для постройки эскадры дирижаблей имени Ленина правительство СССР пригласило в страну итальянского полярного путешественника и конструктора Умберто Нобиле.

25 апреля 1931 года Советом Труда и Обороны СССР было принято постановление о строительстве «Базы опытного строительства и эксплуатации дирижаблей» в Гражданском Воздушном флоте, которую в 1933 году переименовали в Научно-исследовательский комбинат «Дирижаблестрой».

Советские трудящиеся активно поддержали призыв правительства: «Даешь эскадру советских дирижаблей». В течение двух лет проходила кампания сбора пожертвований под лозунгом «Сэкономь пятачок, опусти во всенародную копилку на строительство дирижаблей», что позволило собрать колоссальную по тем временам сумму в 25 миллионов рублей. Рядом с Москвой у станции Долгопрудная в кратчайшие сроки были построены производственные цеха и эллинги. Там строились мягкие дирижабли серии «В», а также крупные аппараты полужесткого типа. Однако, по объективным причинам, задуманную эскадру построить, к сожалению, не удалось. На верфях «Дирижаблестроя» было сделаны считанные единицы полужестких воздушных судов, среди которых наибольшую известность получил воздушный корабль СССР-В6 «Осоавиахим» (построен в 1934 году).

Гибель «Осоавиахима»

В сентябре 1937 года этот дирижабль СССР-В6 «Осоавиахим» совершил рекордный по продолжительности полёт — 130 ч. 27 мин., что на восемь часов превысило рекорд, достигнутый в то время на самом лучшем в мире германском судне LZ-127 «Граф Цеппелин».

Однако из-за нелепого стечения обстоятельств флагман советского воздушного флота потерпел катастрофа. В условиях густого тумана и усиливающегося ветра у города Кандалакша Мурманской области дирижабль врезался в гору, которая не была указана на устаревших к тому времени картах. Из 32 человек экипажа погибли 19. Эту утрату тяжело переживал весь народ СССР. Воздухоплавателей с почетом похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве.

Хотя «В6» не участвовал в выполнении военных задач, однако в ходе многочисленных учебно-тренировочных полетов на его борту проводилась подготовка воздухоплавателей к выполнению боевых заданий в условиях возможной войны — от бомбометания и высотной разведки до тылового обеспечения.

Аэростаты на войне

Хотя в 1940-м году комбинат «Дирижаблестрой» был уже законсервирован, но в годы войны ряд цехов предприятия продолжал работать, выпуская преимущественно аэростаты заграждения. Имевшиеся в СССР дирижабли были задействованы для транспортировки газа для аэростатных постов. Только в 1944 году в эллинге «Дирижаблестроя» построили дирижабль «Победа». В его оболочке сначала доставляли газ для заправки аэростатов заграждения, а после войны воздушное судно было задействовано для поиска в акватории Черного моря затонувших судов и оставшихся мин. В 1947 году из цехов «Дирижаблестроя» вышел мягкий дирижабль «Патриот», который выполнял задания по разминированию и патрулированию морских акваторий.

Родившиеся раньше времени

В общественном сознании дирижабли по инерции продолжают считать «пережитком прошлого», место которого сегодня занимает авиация. Однако это не совсем верно.

Актуальность дирижаблей в их уникальных качествах.

Первое. Это — использование дармового ресурса природы – сплавной силы, открытой Архимедом. Это означает, что производственные и эксплуатационные затраты на эти аппараты обеспечивают им высокую конкурентоспособность.

Во-вторых, способность аппаратов такого класса совершать сверхдальние перелеты без приземления позволяет им выполнять задачи, которые нельзя решить авиасредствами.

В-третьих, упрощенная и легко развертываемая наземная инфраструктура повышает рентабельность эксплуатации воздухоплавательных систем данного типа.

В-четвертых, дирижабль определенной грузоподъемности может переносить на внешней подвеске негабаритные грузы, например, стойку ЛЭП или турбину в сборке, причем, по технологии «от двери — до двери».

Запад строит дирижабли

В условиях современной войны такие качества современных дирижаблей дадут войскам значительные преимущества. В США и Европе сегодня гонка по созданию высокотехнологичных дирижаблей ведется по двум направлениям: транспортные гибридные воздушные суда большой грузоподъемности и стратосферные платформы.

В рамках начатой правительством США в 2005 году программы WALRUS HULA по заданию «Пентагона» ряд компаний разрабатывали грузовые дирижабли, способные доставлять целые военные контингенты с арсеналом и техникой непосредственно к театру военных действий. После прекращения финансирования некоторые проекты такого рода сейчас «перекраиваются» под коммерческий рынок и вскоре появятся на рынке в качестве воздушных отелей люкс-класса.

Присутствие дирижабельных платформ в стратосфере позволит эффективно осуществлять контроль за территориями, а также обеспечивать наземным, морским и воздушным подразделениям устойчивый обмен данными.

Российские дирижабли – взлетели, но не полетели

Такие работы ведутся и в России, правда, не столь широко, как диктуют обстоятельства.

На закате перестройки при поддержке Минобороны правительство Бориса Ельцина выделило бюджетные средства на реализацию проекта КБ «Термоплан», предусматривающего создание дирижабля — «летающей тарелки». На борту такого аппарата можно было, двигаясь со скоростью 140 км/ч, за рейс дальностью до пяти тысяч километров переносить более 500 тонн груза. Эта идея весьма воодушевила военных. В случае удачных испытаний и дальнейшего развития проекта, у армии появился бы флот подобных дирижабельных платформ, способный достаточно оперативно доставлять войска вместе с арсеналом и соответствующим обеспечением непосредственно к театру военных действий.

Работы по строительству уменьшенного 40-метрового прототипа газо-теплового дирижабля АЛА-40 «Россия» были начаты на базе Ульяновского авиастроительного завода в 1992 году. Однако испытательный полет закончился неудачей из-за неадекватных действий техников во время сильного ветра, что привело к деформации конструкции. В итоге проект был свернут.

Но Минобороны уже в 1993-1994 годах сделало заказ конструкторам КБ «Аэростатика» при МАИ и КБ дирижаблестроения в Долгопрудном (на территории легендарного комбината «Дирижаблестрой): создать мягкие недорогие и маневренные дирижабли. В короткие сроки были созданы мягкие дирижабли – сначала одноместный «Аэростатика-01» и через год – двухместный «Аэростатика-02».

Появление дирижабля «Аэростатика-02» на авиасалоне МАКС-95 стало заметным событием в мире авиации. А еще на нем был установлен рекорд. Стартовав 12 сентября 2000 года с воздухоплавательной базы ВВС в городе Вольске, дирижабль «Аэростатика-02» прошел по воздушной трассе Вольск—Саратов—Волгоград—Ахтубинск, протяженностью 650 км, установив рекорд продолжительности полета – 18 ч.

В настоящее время, как имущество Минообороны РФ, дирижабли находятся в нерабочем состоянии на складе 13-го ВИЦ ВВС (Вольск, Саратовская обл.).

Огромные военные дирижабли взлетают в российское небо


Стране нужны дирижабли

Хотя в России уже построено более десяти газовых дирижаблей, все они предназначены для коммерческой эксплуатации.

Особое место среди них занимает 10-местный многоцелевой мягкий дирижабль AU-30, созданный компанией «Росаэросистемы — Авгуръ». Сегодня это — один из крупнейших в мире дирижаблей-блимпов, вставший в один ряд с лучшими зарубежными аппаратами данного класса.

В создании воздушного судна приняли участие такие известные российские предприятия оборонной и аэрокосмической отрасли как МАИ, НПО им. Лавочкина, ЭМЗ им. Мясищева, саратовский КБПА и многие другие. А в городе Киржач (Владимирская обл.) для эксплуатации сразу двух блимпов AU-30 в полном соответствии с авиационными нормами был построен дирижабледром «Киржач-Д». 14 сентября 2008 года на одном из этих судов серии AU-30 был установлен зафиксированный Международной авиационной федерацией (ФАИ) мировой рекорд дальности полета в беспосадочном режиме — 626-километров (воздушная трасса Санкт-Петербург — Владимир).

Интерес к AU-30 военных вполне закономерен. Во-первых, он спроектирован специально для аэрофотосъемочных работ с применением лидаров и других специальных датчиков для наблюдения за поверхностью земли и акватории.

Во-вторых, на основе такого блимпа компания-разработчик отрабатывает технологические решения для реализации большого инновационного проекта дирижаблей серии «АТЛАНТ». При инвестиционной поддержке, как обещали разработчики, уже в 2016 году может быть построен дирижабль «АТЛАНТ-100», способный брать на борт до 60 тонн грузов. В войсках гибридный дирижабль-грузовоз, не требующий специально подготовленных площадок для взлета и посадки, представляется весьма актуальным, особенно если принять во внимание факторы бездорожья и наличие естественных преград.

Встали на «Крыло»

На Омской выставке военной техники, технологий и вооружений особый интерес специалистов вызвал проект большегрузного дирижабля КБ «Крыло». Такой аппарат, как заверили разработчики, будет способен брать на борт 2,5 тысячи тонн груза, при этом полет сможет проходить на высоте до 12 тысяч метров на скорость до 450 км/ч.

У конструкторов-энтузиастов, в том числе из КБ «Аэростатика» или ДКБА также имеются дирижабельные аванпроекты, интересные военным.

Еще возглавляя МЧС, нынешний министр обороны Сергей Шойгу не раз обращался к разработчикам с предложением построить для нужд его ведомства дирижабль. Посещая МАКС, Шойгу проявлял большой интерес к достижениям конструкторов воздухоплавательной техники. А еще в распоряжении военного ведомства есть Концепция развития воздушно-транспортной технологии и дирижаблестроительной индустрии. Первые лица государства — и президент Владимир Путин, и Дмитрий Медведев — в курсе новейших разработок российских дирижаблистов.

Огромные военные дирижабли взлетают в российское небо


Дирижабли ждут своего часа

Покидая СССР, Умберто Нобиле мудро заметил: «В мире существует по крайней мере одна страна, где дирижабли могли бы развиваться и широко с пользой применяться. Это Советский Союз с его обширной территорией, по большей части равнинной. Здесь, особенно на севере Сибири, огромные расстояния отделяют один населенный пункт от другого. Это осложняет строительство шоссейных и железных дорог. Зато метеорологические условия весьма благоприятны для полета дирижаблей».

А ведь это и есть наше Отечество, которое новые дирижабли смогут достойно защитить. Дирижабли не остались в прошлом. Родившись раньше своего времени, они просто ждали своего часа. И вот с появлением новых материалов, инновационных решений, прорывных технологий – наступает время возрождения небесных левиафанов. Теперь нужно, чтобы российское государство приняло активное участие в развитии отечественного высокотехнологичного дирижаблестроения.


Сергей Бендин
Постоянный адрес публикации на нашем сайте:
QR-код адреса страницы:
(Наведите смартфон, сосканируйте код, читайте сайт на смартфоне)
31 мнение. Оставьте своё
№1 Житель Украины 26 февраля 2015 22:46
+4
В добрый путь!
----------
Знай, что знание уменьшает жалобы, а не страдания.
Козьма Прутков.
№2 onotole 27 февраля 2015 08:09
+2
Шоб знали все! При Ельцине, закрыли проект дирижабля-невидимки, в угоду пиндосне! Это был реально невидимый для радаров, какие то спецматериалы... Шоб ЕБНу черт щяс свежих углей под котел махнул...
№3 s0r1x 26 февраля 2015 22:55
+11
№4 Спартак700 26 февраля 2015 23:12
+4
Картинка с Ред алерт 2. Обожаю эту игру и ролики к ней классные.
Особенно когда нападаем на США.
----------
Россия вперед!
№5 Шилов 26 февраля 2015 22:55
+3
Они взлетают ночью, а пиндосы думают, что наши Белые лебедь, просту ВВС России заставляют их нервничать, что бы не спали!
№6 aesteticvice 26 февраля 2015 23:04
+1
польза от них наверно большая, но мне кажется это чисто для внутреннего гражданского пользования, в военное время только для глубокого тыла, сбить их очень просто
№7 Коля Коля 27 февраля 2015 00:37
+1
А вот ПУЩАЙ кто-нибудь - даже в военное время - РИСКНЁТ сбить.
Но могу Вас заверить - в России военных времён - в ближайшем, ине очень ближайшем Будующем - НЕ ПРЕДВИДИТСЯ.
№8 alno 27 февраля 2015 03:02
+1
А кто мешает оснастить дирижабли тем же "Кортиком" с кораблей? А уж ответить дирижабль может таким арсеналом, какой и не у каждого ракетного крейсера есть. Грузоподъёмность такая, что любое вооружение можно подвесить.
----------
Моё скромное мнение...
№9 kreker 26 февраля 2015 23:10
+3
Повиснет такой дерижабль над границей и все будет видно. Кто куда войска отводит а кто подводит. А главное противник нервничать все время будет, видно а не собьешь. Нельзя.А если попытаются, по морде получат.
№10 СамаНеСвоя 26 февраля 2015 23:18
+8
Да, ладно с пользой этой... они просто красивые как киты в океане, а дирижабли в воздухе, красотища.
№11 alno 27 февраля 2015 03:04
+1
Обожаю дирижабли как класс вздухоплавательных судов. И испытываю горечь из-за того, что их перестали строить и использовать. Действительно, дирижабль в воздухе это мощь и красота!

И так хотелось бы пролететь через всю страну (что по широте, что по долготе) со скоростью дирижабля (обычного, гражданского, а не 450 км/ч smile )
----------
Моё скромное мнение...
№12 Москаль Я 26 февраля 2015 23:19
+1
good
----------
Прежде чем подумать плохо, подумай хорошо...
№13 Tangut 26 февраля 2015 23:20
+3
Вообще-то, очень экологичный вид транспорта, и грузоподъемность с комфортабельностью на высоте
№14 perscom 26 февраля 2015 23:22
+3
Польза может быть, велика, особенно касается вопросов снабжения Крайнего Севера. Круглогодичного снабжения! Фантазируем далее, чтобы отвезти газ/нефть с Приразломной гоняют ледоколы впереди каравана танкеров, а теперь пускаем караван "Термопланов" winked
№15 tzai 26 февраля 2015 23:24
-4
Москва 1941-2015??? Крестики на окошки не забудьте поставить
----------
Бог с Россией,а хунта от сатаны
№16 Негоро 26 февраля 2015 23:30
+8
Незаслуженно забытые...Ещё "каспийского монстра" вспомнить....как будто кто-то специально перспективные направления "закрывал"...
№17 mab3162 26 февраля 2015 23:54
+2
Именно так и было. Пиндостанские советники всеми правдами и неправдами давили конкурентоспособные отрасли и флагманские предприятия. Так погибли, например, ЗиЛ и АЗЛК.
№18 Тур_Хиердал 26 февраля 2015 23:40
+8
Блин, неужели сбудется и эта мечта, я увижу гигантские дирижабли на службе стране. winked
----------
«Украинская Суверенная Соборная Независимая Риднесенька Дорогесенька Антимоскальская Гордая Офигенная Империя»
№19 vic53 27 февраля 2015 00:27
0
через месяц Фёдор Конюхов вокруг света полетит
№20 Elbarud 27 февраля 2015 00:31
+3
А ещё можно применять для систем сотовой связи,мониторить с предустановленными мониторами,огромные площади лесов от пожаров и далее...далее...
№21 Негоро 27 февраля 2015 00:35
+4
....а ещё можно радар "подвесить" и хрен какая невидимка подкрадётся...
№22 Bara 27 февраля 2015 02:45
+6
Только не подвесить, а разместить внутри баллона.
Зачем лишнее сопротивление?

Я вот никогда не понимал наших советских министров...
Что дирижабли, что экранопланы, другие пограничные разработки - почти все они умирали из-за межминистерских склок и ревности за свою министерскую вотчину...
№23 Негоро 27 февраля 2015 10:05
+3
Вот-вот...есть у нас А-50,но почему бы не сделать такой-же на дирижабле.Он же способен висеть сутками.Автономность(по сравнению с самолетом)дикая.Львиная доля мощности двигателей(соответственно и топлива)у самолёта уходит на создание подъёмной силы.У вертолётов эти показатели ещё хуже.Дирижабль же изначально лишён этой проблемы(всё зависит только от объёма оболочки).До войны "Гиндербург" совершал трансатлантические перелёты.У нас есть Сибирь,Сев.мор.путь.Неужели там не найдут применения?Ведь дешевле вертолётов получается....
№24 А.Роман 27 февраля 2015 00:49
0
"Киров" жив, значит и "Юрий" скоро появится... (для тех кто в теме) biggrin
№25 рыбак 27 февраля 2015 08:46
-1
Цитата: Негоро
....а ещё можно радар "подвесить" и хрен какая невидимка подкрадётся...

А этот функцинал в тысячу раз важнее! Радар на высоте 3-5 км:-)
№26 Jack_BZ 27 февраля 2015 10:54
+2
Круче - мощный радиолокационный комплекс плюс система ПВО на высоте 15-20 км... А если еще вот это разместить, то вообще убойная штука получится.
----------
Планирую жить вечно...
Пока все идет нормально...
№27 Владимир_Мамин 27 февраля 2015 10:13
0
А ещё авианосец на базе дирижабля. Где-то в облаках, невидимый для рада.
№28 Коммандор Ваймс 27 февраля 2015 10:26
0
Знал что увижу в комментах))

До сих пор какая-то неведомая сила при звуках Hell march`а заставляет встать по стойке смирно, плакать и пить водку. Мало кто поймет какие чувства вызывает такая родная и милая твоему сердцу фраза "Кыров Рэпортин" Особенно играя не за Советы.
№29 sudovod66 27 февраля 2015 11:59
0
Все на дирижабли.
№30 Makoke 27 февраля 2015 16:02
0
Ух, них7я себе... круто!
№31 etrussk 28 февраля 2015 20:56
0
Польза огромная. И в военном и в гражданском аспекте. Самое главное - он может десятки часов висеть в воздухе ! А грузоподъёмность ?! Очень серьёзная тема... Но требует серьёзных денег и без госпрограммы тут не обойтись... Уверен, руки дойдут и до этой программы... winked
----------
"Сумма разума на планете величина постоянная... А население - постоянно растет..." Аксиома Коула.
Согласен полностью...