Обсуждаемое
Опрос
Популярное
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Рейтинг
Видео

Для чего МБР РС-24 «Ярс» из Плесецка слетала на Камчатку?

Для чего МБР РС-24 «Ярс» из Плесецка слетала на Камчатку?

26 декабря с космодрома «Плесецк» расчетом Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) был произведен испытательный пуск давно принятой на вооружение твердотопливной межконтинентальной баллистической ракеты РС-24 «Ярс» подвижного базирования с разделяющейся головной частью. По сообщениям Минобороны, учебные боевые блоки с «заданной точностью поразили цели на полигоне Кура». То есть – на Камчатке.

Естественно, нам никто и никогда не скажет, с какой целью на этот раз испытывалось давно отработанное стратегическое оружие. Но сопоставив известие о старте с некоторыми пришедшими в тот же день новостями, определенные предположения сделать, на мой взгляд, логично.

В тот же день, 26 декабря, нам сообщили, что уже в 2018 году в России появится первый «ракетный поезд». А именно – боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК) «Баргузин». Он встанет на замену зачем-то ликвидированным нами к 2005 году советским еще БЖРК «Скальпель». Которые были настоящей головной болью для американцев. Выглядели те поезда почти в точности как обычные «товарняки», каковых по России-матушке ежедневно и ежечасно колесят тысячи. И определить, какой из них везет в рефрижераторных вагонах мороженую треску, а какой - внешне точно такой же! – более чем 100-тонную межконтинентальную баллистическую ракету, не было и нет никакой технической возможности. Даже с помощью космической разведки.

Мало того. В угрожаемый период тот же поезд «Скальпель», способный за сутки преодолеть до 1000 километров, легко мог скрыться в скальном туннеле. И там его уж точно никто обнаружить не смог бы.

Именно поэтому США так настаивали на ликвидации «Скальпелей». Предоставили нам даже собственные деньги на это. И Москва клюнула. Добровольно прикончила свои БЖРК, которые не попадали ни под один из действующих на тот момент международных договоров об ограничении стратегических наступательных вооружений (из договора СНВ-2, предусматривавшего ликвидацию наших «ракетных поездов» и подписанного в 1993 году, Москва вышла в 2002-м). После одностороннего выхода Соединенных Штатов в 2001 году из Договора по противоракетной обороне подобные ограничения тем более не актуальны для нашей страны.

Серьезные ошибки хотя и дорого, но нужно исправлять. Что, очевидно, на наших глазах и делается.

В каждом составе будущего «Баргузина» – по шесть межконтинентальных носителей ядерного оружия на базе МБР «Ярс» с разделяющимися ядерными боеголовками (на «Скальпелях» было всего по три РТ-23УТТХ «Молодец»). Учитывая мощь «Баргузина», каждый новый поезд приравняют к полку. В дивизии РВСН, которая получит на вооружение БЖРК, планируется иметь пять таких полков. Стало быть, пять «ракетных поездов» станут непрерывно перемещаться по бескрайним российским просторам. И ищи их - свищи.

Поэтому наряду с атомными подводными крейсерами стратегического назначения «Баргузин» - это лучший и самый эффективный ответ на американскую стратегию «мгновенного глобального удара», предусматривающую поражение любых целей в любой точке планеты в течение не более двух часов.

В принципе, можно возразить: в чем тут новость? Про то, что в нашей стране начата разработка боевых железнодорожных ракетных комплексов, открыто начали говорить с 2012 года. Однако командующий Ракетными войсками стратегического назначения генерал-полковник Сергей Каракаев еще год назад называл совсем другие сроки постановки «Баргузина» на вооружение – 2020 год. Теперь, получается, работы резко ускорены и «ракетные поезда» велено запустить на боевое патрулирование на два года раньше. Чему, надо полагать, сильно поспособствовало резкое обострение российско-американских отношений.

Любопытно проследить и то, как поменялась позиция другого важного участника процесса. Не секрет - создание «Баргузина» поручено Московскому институту теплотехники и его генеральному конструктору академику Юрию Соломонову. Но важно вот что. До 2011 года именно академик Соломонов был одним из самых ярых противников возрождения российских БЖРК.

Вот выдержка из интервью академика, которое он дал одной из газет в 2011-м: «Возрождать их, наверное, не стоит. По сравнению с подвижным грунтовым ракетным комплексом они не обладают преимуществами по выживаемости, но имеют в современных условиях очень низкую антитеррористическую устойчивость (раньше об этом в СССР и не думали). И при этих условиях это очень дорогое удовольствие. Так как вся инфраструктура БЖРК на сегодня просто разрушена. И возродить ее нереально».

Тут, полагаю, необходимы пояснения. Да, БЖРК «Скальпель» были небезопасными в эксплуатации. В жидкостном реактивном двигателе блока разведения ядерных боеголовок каждой ракеты «Молодец» находился большой объем самовоспламеняющихся компонентов топлива. И при этом - в емкостях из мягких сплавов. Да и сами ядерные боезаряды начинялись еще и обычными взрывчатыми веществами, способными сдетонировать при пожаре. Поэтому в случае крушения такого поезда боевому расчету предписывалось спасаться бегством на дистанцию не менее 2 километров. А тушить вагоны и ракеты по инструкции предстояло специальным пожарным поездам МПС. С учетом, что речь шла об оружии массового поражения, выглядело это просто апокалиптично.

Да и что касается инфраструктуры, то академик и тут прав – возрождать ее страшно дорого. Потому что при оборудовании маршрутов патрулирования «Скальпелей» капитальной реконструкции пришлось подвергнуть 15 тысяч километров российских железных дорог. А именно – установить рельсы особой прочности (75 кг/м). И еще – на протяжении всех этих 15 тысяч километров все деревянные шпалы поменять на железобетонные. Потому что каждый «ракетный вагон» весил до 200 тонн (вес стандартного рефрижераторного вагона около 62 тонн). При прохождении этакой махины под стыками рельсов на деревянных шпалах обычно вылетали даже металлические костыли.

Однако кому-то в Кремле удалось быстренько переубедить академика Соломонова. Чтобы избегнуть упомянутых им напастей, решено «Скальпели» не возрождать, а делать «Баргузины». Потому что это во многом иное оружие.

Во-первых, МБР «Ярс» - твердотопливная ракета. И значит - при крушении опасность ее возгорания не столь велика.

Во-вторых, «Ярс» более чем вдвое легче «Молодца» (47 тонн против 100 тонн с лишним). Поэтому и сам поезд получается куда легче. Именно поэтому число ракет в каждом удалось увеличить вдвое, а масштабной реконструкцией путей заниматься необязательно. К тому же исчезает и едва ли не единственный демаскирующий признак «Скальпелей». Там количество колесных осей под каждым «рефрижераторным вагоном» приходилось увеличивать до восьми. Тем не менее, нагрузка на каждую ось в полтора раза превышала максимум, установленный Министерством путей сообщения. На «Баргузине» делать дополнительные оси необязательно, нагрузка на рельсы позволяет.

В-третьих, серийное производство ракет РТ-23УТТХ «Молодец» до 1991 года было развернуто на Украине, на Павлоградском механическом заводе. Лишь железнодорожную пусковую установку делали в России – в Юрге и Волгограде. «Баргузин» до последней заклепки российский, что существенно снижает политические риски.

Правда, МБР «Ярс» для «ракетного поезда» придется следка модернизировать. А затем, естественно, испытать. Уж не этот ли вариант слетал в пятницу, 26 декабря, из Плесецка на полигон Кура? Учитывая, что до намеченного выхода первого поезда на боевое дежурство времени в обрез, для подобных испытаний самое время.

Из досье «СП»

Впервые с железнодорожным вариантом ракетного комплекса советские конструкторы ознакомились в Германии в 1945 году. Тогда на одной из станций в наши руки попали платформы с гитлеровскими ракетами ФАУ-2.

В конце 50-х годов прошлого века ОКБ-301 под руководством Семена Лавочкина прорабатывало вариант размещения на железнодорожной платформе крылатой ракеты «Буря». А в ОКБ-586 под руководством Михаила Янгеля создавали специализированный поезд для базирования баллистической ракеты средней дальности Р-12 (12 вагонов, 6 из которых представляли собой стартовые позиции). Оба проекта дальнейшего развития не получили.

Работы над железнодорожным вариантом баллистической ракеты РТ-23 (15Ж52) были развернуты в КБ «Южное» в 1976 году под руководством Михаила Янгеля и Владимира Уткина. 10 февраля 1983 года ракета РТ-23 железнодорожного базирования была принята в опытовую эксплуатацию.

Способ старта – минометный. Ракета оснащена головной частью с 10 боевыми блоками индивидуального наведения. Максимальная дальность стрельбы – 10 тысяч километров. Масса ракеты в транспортно-пусковом контейнере – 126 тонн.

Улучшенный вариант РТ-23 УТТХ «Молодец» был принят на вооружение 28 ноября 1989 года.

При создании этого БЖРК пришлось решать множество технических проблем. Например, думать, как обеспечить устойчивую связь с командными пунктами в условиях сложной электромагнитной обстановки на электрифицированных участках железных дорог.

В состав БЖРК входили три пусковые установки (боевые модули), командный пункт, вагоны для систем жизнеобеспечения и личного состава ракетчиков. Всего 17 вагонов. Боевое дежурство в движении комплекс мог нести в течение одного-двух месяцев. Стрельба могла производиться из любой точки маршрута патрулирования, а также со станции базирования во время стоянки.

В 1999 году 36 БЖРК несли боевое дежурство в ракетных дивизиях в районе станции Василек под Костромой, станции Гладкой Красноярского края и станции Бешмети Пермской области.

Американцы пытались создавать подобные ракетные комплексы. Но им помешало то обстоятельство, что все железные дороги США в частной собственности. Тем не менее, по данным действительного академического советника Академии инженерных наук РФ Юрия Зайцева, они провели специальные исследования. Оказалось, что если бы Пентагону удалось заиметь 25 БЖРК и рассредоточить их по участкам железной дороги протяженностью 120 тысяч километров, то для их поражения СССР понадобилось бы не менее 150 межконтинентальных баллистических ракет класса «Воевода» («Сатана» – по западной классификации). Да и то вероятность успеха не превысила бы 10 процентов.
Постоянный адрес публикации на нашем сайте:
QR-код адреса страницы:
(Наведите смартфон, сосканируйте код, читайте сайт на смартфоне)
34 мнения. Оставьте своё
№1 микроб 27 декабря 2014 23:55
+12
"БЖРК несли боевое дежурство в ракетных дивизиях"
А кто сказал, что их не осталось? avtomat
№2 ОбкуриленныйСахалинец 28 декабря 2014 01:56
-2
Кажется,уже в начале энтого тысячелетия принято прстановление "партии и правительства" о ликвидации оставшихся после российско-американской пьянки БРЖК-в связи "истекшим сроком хранения"("просроченные" они оказались!). Не исключено,что кое-что из вагончиков оставили для "музейный экспонат". umnik
№3 Светлана.Л 28 декабря 2014 02:41
+5
На фото поезд-экспонат в Санкт-Петербурге. Его привезли из Костромской дивизии.БЖРК в экспозиции музея Октябрьской железной дороги на бывшем Варшавском вокзале в Санкт-Петербурге.
№4 major-rv 28 декабря 2014 11:04
+4
слава богу что в россии отключили пиндосские станции позиционирования джи пи эс. эти станции оказались китайской шкатулкой . кроме позиционирования они оснащались сейсмическими датчиками которые записывали шумы сейсмоколебаний при прохожднии бжрк а так они были разбросаны по всей россии то могли отслеживать маршрут прохождения бжрк по сейсмошумам.
№5 Stalingrad 28 декабря 2014 00:33
0
Обосрались? Подтирайтесь.
№6 qwerty 28 декабря 2014 01:12
+11
Для чего МБР РС-24 «Ярс» из Плесецка слетала на Камчатку?


Ясно для чего - для укрепления курса рубля.
№7 marina_aleksandrova 28 декабря 2014 01:38
+16
Кто-то у нас постоянно визжит о приватизации железной дороги, в след Роснефти.
----------
Хотя и сладостен азарт по сразу двум идти дорогам,
Нельзя одной колодой карт играть и с Дьяволом, и с Богом...
№8 Суворов Алекс 28 декабря 2014 01:39
+3
rus КРутОЙ Поезд soldier )))...С Такой НачиНкой good -Любому Врагу gitler БУдеТ : ПоеЗдаааПоездаПоездаааааа...
№9 mab3162 28 декабря 2014 01:54
+4
Наши поезда - самые поездатые в мире (с) афоризмы Фоменко
№10 бомбомет 28 декабря 2014 01:58
+12
Эй "Баргузин" пошевеливай вал,"Молодцу" плыть недалечко....
Песне полторы сотни лет..а какие современные ассоциации! smile
№11 Spheroid 28 декабря 2014 02:01
+8
Слушай,а и действительно точно подмечено!!!

Славное море — священный Байкал,
Славный корабль — омулёвая бочка.
Эй, баргузин, пошевеливай вал,
Молодцу плыть недалёчко. applodisment
----------
Убедит судью любого,
даже полк отборных судей,
ослепительно сурова,
правда башенных орудий.
№12 ОбкуриленныйСахалинец 28 декабря 2014 02:03
+6
В связи с имеющейся в стране весьма разветвлённой железнодорожной "сетью"; и развитием вражеских средств спутниковой разведки,БРЖК будут менее уязвимыми,чем,даже,мобильные грунтовые ракетные комплексы.(по мнению ряда военных топ-спецов ) rtfm
№13 ОбкуриленныйСахалинец 28 декабря 2014 02:18
+7
И вобче будет "супер-пупер"!Раньше было чё? Какой-нибудь внимательно-дотошный шпиён мог подсчитать,что коликчество осей на "рефрижераторе" почему-то больше!Сейчас будет полная маскировка! А если ещё в окнах "пассажирских" вагонов на столиках будут видны свёртки с курицей и бутылки водки;а "бортпроводницы" будут матом отгонять отставших от поезда,то получится полный абдемахт! good
№14 Историк 28 декабря 2014 02:22
+6
Очень хорошая статья. Все доходчиво и с разных сторон. Спасибо автору!
№15 Игорь Северянин 28 декабря 2014 02:30
+1
Стрельба могла производиться из любой точки маршрута патрулирования, а также со станции базирования во время стоянки.


Примерно с месяц назад попадалась на глаза статья, где перечислялись недостатки советского варианта БЖРК. Среди прочего упоминалась и невозможность произвести пуск ракет из любой точки маршрута. Обосновывалось это тем, что требовалась топографическая "привязка" полётного задания к точке пуска. Грубо говоря, чтобы ракета попала точно в цель, требовалось вводить точные координаты точки запуска. Это привело к тому, что на всём протяжении маршрута боевого патрулирования (а некоторые из них достигали 1500 км) приходилось оборудовать специальные точки, координаты которых были известны заранее и занесены в программу полёта. Такие "точки" обычно располагались на разъездах или на запасных путях. Боевой расчёт просто переключал программу полёта на ближайшую расчётную точку запуска (вспомним, что ГЛОНАСС тогда ещё не было). Кроме того, из-за очень большой нагрузки на ж/д полотно, маршруты движения поездов были ограничены, а в последствии свелись к небольшим перемещениям в районе предписанных станций базирования этих поездов...

п.с. Всё сие пишу по памяти - найти ссылки на ту статью не смог. О выявленных недостатках первого поколения БЖРК рассказывал, кажется, кто-то из бывших ракетчиков.
Надеюсь, что в новом комплексе все выявленные недостатки будут устранены.
№16 weis223 28 декабря 2014 06:30
+2
А вы думаете для чего у нас ГЛОНАС разработана? И наверное понятно почему ее пиндосы блокируют на своей территории
№17 Gavrila 28 декабря 2014 09:19
+2
Метнем в супостата ракеты ЯрсЫ
И враг разбежится, теряя трусЫ!
№18 Светлана.Л 28 декабря 2014 02:37
+13
Ура! нашей костромской дивизии! Какие были красивые поезда! А какие офицеры! В самые голодные 90-е годы сохранили верность Родине!
№19 Sebekin 28 декабря 2014 03:04
+9
Товарищи ракетчики, поздравляю с возрождением нашей боевой мощи и славы.Наконец то, после предательства командующего Яковлева страна вспоминает о имеющейся у нее грозной силе. Возрождается Власиха - сердце РВСН, возрождаются дивизии, полки и дивизионы. Вернется перелицованный БЖРК, вернуться подло подорванные шахтные ПУ. Поедут в леса и поля Тополя в сопровождении МОБДов, заступит на БД Власиха и Балабаново. Воспрянет Дзержинка и Серпухов. Перестанут молодые лейтенанты-ракетчики считать копейки на съемных квартирах и возродят былую славу РВСН которые мы годами создавали.
№20 engenius 28 декабря 2014 03:31
-3
США уже прекрасно решили эту задачу - наклепали себе надежных АПЛ типа Огайо, где в на каждой лодке по 24 ракеты и примерно 20 АПЛ в строю, из них не менее половина на боевом дежурстве. И отследить их сложно и уничтожить ответным ударом не получится. А у нас заказали 8 Бореев и все, скоро 677 с Синевой нужно будет списывать. Грунтовые комплексы имеют ограниченные район патрулирования и уязвимы, ЖД комплексы уязвимы к захвату диверсионными группами и вероятности жд катастрофы. Поэтому более лекгие ЖД комплексы это хорошо, чтобы не было ограничений на их перевозку по стране. Р-23 ракета тяжелого класса, хотя ЯРС мелковат для МБР, но более оптимален для БЖРК.
№21 weis223 28 декабря 2014 06:40
+2
Наконец-то! А я уж думал, что ни один "специалист-ракетчик-подводник" тут не отметится (по типу как собачки делают метки)
№22 Шаман Шуудан 28 декабря 2014 04:08
+1
БЖРК переводится как поездец СШП biggrin
№23 burand59 28 декабря 2014 06:56
-4
Извиняюсь за техническую неграмотность. "Баргузин" - оружие возмездия. А будет ли после упреждающего удара от СШП электричество в контактных сетях?
№24 skrand2008 28 декабря 2014 07:47
+2
Всё было продумано-поезд таскали тепловозы. Питание БЖРК было автономно, от генераторов.
№25 ChelmSoran 28 декабря 2014 15:18
+2
А механизмы отвода контактной сети были нужны что бы пулять ракетами в любом месте на ЖД путях.
----------
Если Бог хочет наказать человека, он лишает его разума.
Более 20% всех взрослых американцев принимают по крайней мере один препарат от психических или поведенческих расстройств.
№26 fortuas 28 декабря 2014 22:51
0
да не извиняйся...
№27 skrand2008 28 декабря 2014 07:54
+6
Название комплекса правильное.
Баргузин-это ветер у нас на Байкале. Скорость до 20 м/с. Особенность-дует не переставая, как будто из аэродинамической трубы. Стихает так же резко, как и начинается. После него(дует несколько часов), долго собираем по берегу "всё, что к полу не прибито"-лодки, сковородки, палатки.
№28 FAN-FAN 28 декабря 2014 15:04
+1
Вот у Вас там около Байкала и надо прятать БЖРК, особенно когда БАМ 2 построят.
№29 stepan070260 28 декабря 2014 08:43
0
Надо не только создавать ракетные поезда но и использовать их по назначению,например: разнести в клочья англию или польшу,чтобы другие всякие пендосы боялись даже произносить слово Россия.
№30 Personal 28 декабря 2014 09:46
+2
Много чести для Польши... biggrin вот для заокеанского супостата самое оно
№31 Славянин 28 декабря 2014 18:31
+1
Польше хватит искандеров russian
№32 fortuas 28 декабря 2014 22:51
0
Пусть боятся - значит уважают!!!!!
№33 Юрий Г. 28 декабря 2014 23:42
0
У Д.Корецкого малёха написано на писательском уровне о БЖРК в книге "Атомный поезд".
№34 alik1954 30 декабря 2014 12:05
+1
Цитата: Personal
Много чести для Польши... biggrin вот для заокеанского супостата самое оно


applodisment
----------
ГДЕ МОИ 25ЛЕТ